Консультация для родителей. Адаптационный период ребёнка в саду. Подготовила: социальный педагог Ю.А. Ястребова

Особенности социальной адаптации детей дошкольного возраста из неполных семей

За последние 10 лет число неполных семей в России более чем удвоилось. С каждым поколением растет количество тех, кто предпочитает воспитывать ребенка (в том числе усыновленного), не вступая в брак (в одиночестве); увеличивается число разводов. Определенное количество родителей оказываются в одиночестве в результате семейных кризисов или несчастных случаев – болезни или смерти одного из супругов. Влияние фактора потери (отсутствия) одного из родителей на развитие ребенка стало предметом психологических исследований еще несколько десятилетий назад. Полученные данные, довольно противоречивые, тем не менее свидетельствуют о степени травматичности этого события в жизни ребенка.

Большинство авторов (их исследования чаще проводились в неполных семьях, образовавшихся в результате развода) относят семьи такого рода к группе риска, подчеркивают негативный характер влияния воспитания. Исследователи делают вывод: дети из неполных семей имеют особенности личностного становления. Связаны они с трудностями полоролевой идентификации, низкой коммуникативной культурой, повышенным риском приобщения к асоциальному поведению и т.д. Однако исследования, опубликованные в настоящее время, указывают на то, что фактическое наличие или отсутствие одного родителя не оказывает решающего влияния на психологические особенности ребенка и его личность в целом. Более значимо, по мнению этих авторов, отношение ребенка к родителю, репрезентация его во внутреннем мире ребенка, возраст, в котором ребенок потерял родителя, пол родителя и самого ребенка, причина отсутствия родителя. Но вот на что следует обратить внимание: до сих пор исследовательский и практический интерес не сосредотачивался на выявлении общего рисунка особенностей социальной адаптации дошкольников, воспитывающихся в неполной семье.

Несомненным является тот факт, что семья выступает базовым институтом социализации ребенка и играет решающую роль в формировании личности в целом. В семье закладываются основы понимания окружающего мира. В семье ребенок усваивает моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции; в семье у него формируются привычные формы отношения к другим людям. Общение ребенка с обоими родителями определяет его эмоциональное здоровье, формирование социально-психологических характеристик и особенностей его социальной адаптации. 

Адаптация – это социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности. Под адаптированностью понимается такое состояние взаимоотношений  личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет ведущую деятельность, удовлетворяет основные социальные потребности, переживает состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей. Хорошо адаптированным считают человека (ребенка), у которого продуктивность, способность наслаждаться жизнью и психическое равновесие не нарушены.

Психологические эффекты социальной адаптации проявляются во всех сферах психической активности человека: собственно когнитивной , мотивационно-эмоциональной и в сфере организации поведения, так и с социальным миром.

Теоретической основой изучения личностного развития ребенка является концепция линий развития Анны Фрейд (1965). Дочь великого психоаналитика предположила, что серия предсказуемых, взаимодействующих, пересекающихся и разворачивающихся линий характеризует развитие, а совпадение или несовпадение их параметров определяет норму или патологию. С точки зрения Фрейд, социальное приспособление (адаптация) основывается на определенных условиях: при решенности задач каждой линии развития, а также при наличии согласованности между этими линиями развития.

        Социально-эмоциональное развитие личности в современном психоанализе описывается следующими линиями развития: линией психосексуального развития, линией развития эго и супер-эго, линией аффективного и когнитивного развития, линией становления полоролевой идентификации. Поэтому мы изучали у дошкольников следующие линии развития:

  1. Эмоциональное развитие – наличие патогенной триады депрессивность – агрессивность – тревожность.
  2. Психосексуальное развитие – наличие явных зон конфликта.
  3. Объектные отношения – характер внутренних объектов (образов матери, отца, Я).
  4. Когнитивное развитие – характеристики интеллектуальной деятельности.
  5. Моральное развитие – характеристики функционирования супер-эго.
  6. Развитие эго – способность к саморегуляции.
  7. Полоролевая идентификация – образ себя как мужчины и женщины.

Цель исследования состоит в изучении особенностей социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста из неполных семей.

Гипотезой исследования является предположение о том, что в характеристиках социальной адаптации у детей дошкольного возраста из полных и неполных семей существуют различия.

Методы исследования. Для сбора импирической информации использовались следующие методы:

  1. Для выяснения социальных характеристик семьи (семейный достаток, уровень образования), того, в которой семье воспитывается ребенок (полное или неполное), был применен метод опроса, представленный методикой анкетирования родителей.
  2. Для исследования проявлений социальной адаптации ребенка, выявления форм поведения – был использован опросник. Т. Ахенбаха (форма для родителей детей 6-18 лет).  

Для диагностики особенностей личностного развития детей, выявления решенности/нерешенности  соответствующих возрастных задач на каждой из линии развития.

В целом результаты исследования свидетельствуют: несмотря на то что мальчики и девочки из неполных семей по-разному реагируют на ситуацию воспитания только матерью, все-таки показатели адаптации (как поведения, так и эмоционального состояния) у них значимо ниже, чем у детей из неполных семей.

Полученные результаты имеют большое значение в практике консультирования пациентов и в работе с родителями. Факт того, что личностные особенности детей, воспитывающихся в неполных семьях, взаимосвязаны с социальной адаптацией, представляется чрезвычайно важным в воспитательной и просветительской работе. Во-первых, результаты исследования свидетельствуют о необходимости проведения профилактической работы с детьми из неполных семей для повышения уровня их адаптации. Во-вторых, в современном обществе, где ценность полной семьи постепенно девальвируется, где «материальный достаток» рассматривается как основное условие гармоничного развития ребенка, данное исследование подкрепляет высокую психологическую значимость полной семьи для развития адаптированности ребенка.   

Адаптационный период ребенка в ДОУ

Адаптация (от лат. – прилаживание, приспособление) – одно из ключевых понятий, используемых сегодня в психологии. Оно подразумевает психическое здоровье личности, т.е. гармонию с самим собой и окружающим миром.

Процесс адаптации ребенка во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять его нужды, интересы, наклонности, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьей.

      Для оптимизации процесса адаптации мы используем следующие приемы:

  • беседы с родителями;
  • анкетирование;
  • наблюдение за ребенком;
  • развивающие игры.

Сведения о ребенке получаем в процессе беседы с родителями, а также в ходе наблюдений за ребенком в первые дни его пребывания в ДОУ. Уже в процессе первых наблюдений можно получить достаточно  важную информацию  о степени «проблемности» ребенка, его темпераменте, интересах, особенностях общения со взрослыми и сверстниками.

Наибольшее внимание уделяем особенностям протекания процесса адаптации. Для этого на каждого ребенка заводится индивидуальный адаптационный лист, в котором ежедневно, с момента поступления ребенка в ДОУ, фиксируются результаты наблюдения по выделенным критериям. По окончании адаптационного периода  адаптационный лист прилагается к карточке наблюдения за развитием ребенка. Ведение адаптационного листа позволяет отследить особенности привыкания  к ДОУ и наметить ряд профилактических и, если необходимо, коррекционных мероприятий для облегчения адаптационного синдрома.

Кроме того, в ходе бесед устанавливаем контакт с родителями, помогаем снять тревогу за ребенка, информируем о протекании адаптационного периода, ориентируем на активное взаимодействие.

В первые дни пребывания ребенка в группе минимальное. Утреннее кормление рекомендуем проводить дома. Для детей, у которых уже сформировался ряд отрицательных привычек, рекомендуем в первые дни приходить только на прогулку. Укладывание на дневной сон проводим на шестой день пребывания в детском саду. На девятый день рекомендуем родителям оставить ребенка  на 1-2 дня дома (из-за снижения защитных сил организма).

В процессе адаптации ребенка к ДОУ воспитателям рекомендуем:

  • использовать элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, обнимать, поглаживать);
  • предлагать ребенку ложиться в постель с мягкой игрушкой;
  • использовать игровые методы взаимодействия с ребенком;
  • создавать у ребенка положительную установку на предстоящие  режимные процессы.

Данная система работы помогает ребенку легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения (тяжелых случаев адаптации в нашем ДОУ практически не бывает, способствует укреплпению детского организма, ранней социализации.  

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

Каждому, кто работает в ДОУ, — известно, что поступление в детский сад – трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым условиям. Дети тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, окружении чужих людей.  Тяжело и родителям, которые видят неутешное горе своего жизнерадостного ребенка. Нелегко приходится и персоналу групп: дети плачут, цепляются, не дают работать, а воспитателю нужно успеть все сделать по режиму, хоть на время успокоить ребенка, дать остальным передохнуть от крика новеньких. Период привыкания детей – неизменно сложная проблема.

Общеизвестно, степень адаптации ребенка в детском саду определяет его психическое и физическое здоровье. Новое помещение, игрушки, люди, правила жизни – это и эмоциональный и информационный стресс.

Адаптация – процесс эффективного взаимодействия организма со средой.  Характер ее зависит от нескольких факторов:

  • возраста;
  • состояния здоровья и уровня развития ребенка;
  • биологического и  социального анамнеза (протекание беременности матери, осложнение при родах; условия, обеспеченные ребенку после рождения – режим дня, питание, игры; заболевание в течение первых трех лет жизни);
  • психологического климата в семье (установлено, что дети, в семьях которых царит спокойная обстановка, адаптируются легче).

Говоря об особенностях социальной адаптации у дошкольников, необходимо учитывать незавершенность развития функциональных систем и рассматривать в комплексе все проявления состояния адаптации: поведенческие реакции, вегетативные сдвиги, изменение реактивности и повышенную заболеваемость на протяжении первых лет жизни, колебания в психическом и физическом статусе.

Всякое изменение внешней среды ведет к напряженной адаптации. Говоря о разных проявлениях напряжения, следует учитывать ее тяжесть. Адаптацию различают по тяжести течения: легкую, средней тяжести, тяжелую.

При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется за 10-15 дней. Он начинает адекватно вести себя в коллективе и не более в течение первого месяца посещения ДОУ. Похудение либо вообще не наблюдается,  либо оно очень незначительно. В данном случае напряженная адаптация незакономерна, как и при всяком существенном изменении микросоциальной среды, во время которого организм ребенка справляется с возникшими трудностями и без каких-либо отрицательных последствий.

При адаптации средней тяжести сдвиги в поведении и эмоциональном состоянии ребенка нормализуется в течение полутора месяцев. Если раньше у него наблюдалось похудение, то за это время восстанавливается первоначальный вес. На протяжении первого месяца посещения ДОУ у ребенка, как правило, возникает однократное заболевание, он отсутствует по болезни 7-10 дней, т.е. заболевание нетяжелое, протекающее без осложнения. Если ребенок на протяжении первого месяца 10 дней отсутствует в группе по болезни, его поведенческие реакции нормализуются только к концу месяца. Заболевание, возникающее как проявление патологической адаптации, свидетельствует в данном случае о превышении возможностей организма ребенка к микросоциальной адаптации в результате выраженного психического стресса. Если он не заболевает, но его поведенческие реакции все же нормализуются только к концу месяца, очевидно, и в этом случае выраженность психического стресса позволяет говорить об адаптации средней тяжести.

Тяжелая адаптация может протекать в двух формах. У некоторых людей наблюдаются частые повторные заболевания, как правило, респираторные,  в ряде случаев приводящие к осложнениям (отиту, бронхиту, пневмонии). Вес неустойчив – стабильная прибавка веса затруднена в связи с повторными заболеваниями, время восстановления первоначального веса задержано. При этом период адаптации длится свыше полутора месяцев. Тяжелая адаптация отражается и на показателях развития и состояния здоровья. Ребенок длительное время находится в фазе патологической адаптации, поскольку чаще всего сразу после выздоровления вновь заболевает. Вторая форма тяжелой адаптации выражается в длительном неадекватном поведении, граничащем с преневторическим состоянием. При этом поведение детей не нормализуется  иногда в течении полугода.

Основные задачи по профилактике и преодолению дезадаптации детей в ДОУ:

  • анализировать конкретный единичный случай в контексте новых изменившихся условий (типичных для ДОУ);
  • выявлять причины дезадаптации и нарушения эмоционально- личностной сферы ребенка;
  • оценивать психоэмоциональное состояние ребенка в начале периода адаптации и по его окончании.

     Работа проводится в три этапа.

1.    Первичная диагностика проходит по трем направлениям:

  • характеристика родителями состояния своих детей в семье (анкетирование);
  • оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада (карта наблюдений);
  • оценка психоэмоционального состояния детей (индивидуальный лист адаптации).

По результатам проведенного анкетирования родителей обозначаются семьи воспитанников с повышенной тревожностью. В дальнейшем данные анкетирования позволяют грамотно построить профилактическую и консультативную работу с родителями. Основная задача здесь – не просто проинформировать родителей об особенностях протекания периода  адаптации их ребенка, но и дать рекомендации, как обращаться с ним в это время.

2.    Психопрофилактическая и коррекционно-развивающая работа, направленная на снятие проблем, возникающих в начальном периоде адаптации детей к условиям ДОУ.

3.    Контрольная диагностика (повторная) по окончании периода и повторное анкетирование родителей.

На основании первичной диагностики составляется заключение, в котором дается предварительная оценка адаптационного периода каждого ребенка. По итогам заключения и наблюдениям педагога-психолога и воспитателей определяются дети, нуждающиеся в помощи при прохождении адаптации.

Каждый ребенок по-своему реагирует на трудности адаптации, однако есть в их поведении и общие закономерности. У детей до 3 лет, тяжело переживающих смену обстановки, невротическая реакция выражается беспокойством, страхом и депрессивными состояниями (заторможенность, вялость, безучастность); этот период длится, по крайней мере, несколько месяцев – особенно у детей, эмоционально зависимых от родителей. В детском саду в их поведении будут преобладать повышенная возбудимость, раздражительность, капризность, упрямство и негативизм, в полной мере выражаемые и дома, но уже в качестве протеста и своеобразной эмоциональной разрядки сдерживаемого в детском саду психического напряжения. Процесс адаптации в подобных случаях растягивается на год и больше. Адаптационный стресс изменяет реактивность – защитные силы организма – и ребенок начинает болеть ОРЗ, бронхитами, инфекционными заболеваниями.

Дети с флегматическим темпераментом в ответ на эмоциональный стресс склонны скорее затормаживаться, чем возбуждаться, в то время как дети-холерики, наоборот, будут в первую очередь возбуждаться. Аффективно заостряется врожденный темперамент. Это особенно заметно у флегматичных детей в первое время посещения ими детского сада. Реактивно заостряется  холерический темперамент  главным образом в последующие годы.

Значительные затруднения в адаптации испытывают нервно и соматически ослабленные дети, быстро устающие от шума, с большим трудом засыпающие днем и имеющие плохой аппетит. Нелегко адаптируются дети, чрезмерно опекаемые родителями, привязанные к матери, зависимые от нее, привыкшие к исключительному вниманию, без навыков самообслуживания, неспособные наладить контакт со сверстниками из-за большого количества страхов, общей эмоциональной неустойчивости и недостаточно развитой ролевой структуры.

Постоянного внимания воспитателей требуют боязливые, беззащитные и неуверенные в себе дети. Им нужна своевременная психологическая помощь и поддержка, так как слабых любят обижать, дразнить и отвергать сверстники с противоположным типом поведения.

Многие проблемы адаптации кроются в семье ребенка. Труднее адаптируются единственные в семье и поздние дети, чрезмерно опекаемые  многочисленными родственниками. Невротическое состояние матери особенно неблагоприятно влияет на адаптацию ребенка , поскольку у нее усиливается беспокойство за него, на что тот отвечает еще большей аффективно заостренной или заостренной или невротической привязанностью.

Существенная причина затрудненной адаптации – необщительность родителей, интровертированный (обращенный внутрь) характер личностного реагирования, что не способствует развитию контактности детей и легкому общению со сверстниками в группе.

Как помочь маленькому ребенку приспособиться к новой социальной среде, чтобы адаптация прошла легко и безболезненно?

Начнем с того, что, как ни странно, взрослые гораздо хуже адаптируются в этой новой для них обстановке, чем дети. Поэтому одна из главных задач нередко состоит в оказании помощи именно взрослым.

Родителям необходимо оказывать помощь в период адаптации ребенка, разъясняя, как должны вести себя родные и близкие, и выяснить у них особенности характера и поведения ребенка.

Что должен знать воспитатель о будущем воспитаннике?

  • Преобладающее настроение ребенка (бодрое, подавленное, неустойчивое).
  • Характер засыпания (быстрый, медленный).
  • Длительность сна и его характер.
  • Аппетит.
  • Нежелательные привычки.
  • Навыки самообслуживания.
  • Особенности поведения.
  • Любимая игрушка, сказка.
  • Как его ласково называют родители.

Рекомендации для воспитателей в период адаптации детей ясельных групп.

  1. Во время адаптационного периода нужно использовать гибкость режимных процессах: принимать детей сначала на 2 часа, затем удлинять время пребывания с учетом того, как быстро ребенок привыкает.
  2. Новых детей следует принимать на адаптацию постепенно, в неделю не более двух.
  3. К детям нужно проявлять индивидуальный подход, особенно к очень чувствительным, замкнутым, сильно плачущим.
  4. Воспитатель должен быть снисходительным к плачу детей, отзывчивым на просьбы их и родителей, внимательным, спокойным, способным обеспечить группе благополучный эмоциональный  климат.
  5. Воспитатель должен быть хорошим актером: уметь вовремя рассказать сказку, спеть песенку, знать много произведений устного народного творчества: потешек, пестушек, колыбельных песен, чтобы при случае отвлечь ребенка; использовать игры-забавы в качестве сюрпризного момента.
  6. Важное место должно занимать сотрудничество с родителями. Нужно так построить работу, чтобы с обеих сторон к ребенку предъявлялись единые требования.
  7. Наглядная информация должна быть яркой, насыщенной, нести смысловую нагрузку и быть актуальной в данный момент.
  8. Детские работы необходимо выставлять на обозрения родителям, чтобы они могли видеть, чем занимается ребенок в группе, и обсудить с ним успехи.
  9. При необходимости следует направлять родителей за помощью к другим специалистам детского сада (методисту, музыкальному руководителю, педагогу-психологу, медсестре и др.).

Следует подчеркнуть, что слаженная работа всех специалистов крайне важна, как и привлечение родителей к решению проблем адаптации ребенка. Ведущая роль в этом процессе принадлежит воспитателю.

«СКОРО В ДЕТСКИЙ САД! ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ»

Уважаемые родители!

Ваш ребенок скоро в первый раз переступит порог детского сада. Мы хотим, чтобы этот непростой период в его жизни прошел как можно мягче. Для этого нам нужна ваша помощь!

1.    Закаляй ребенка!

Это необходимо, чтобы во время адаптации иммунитет малыша был таким, чтобы он без потерь для здоровья приспособился к новой среде. Способы закаливания обсудите с педиатром, учитывая индивидуальные особенности ребенка. Больше гуляйте на свежем воздухе, приучайте малыша к утренней гимнастике, подвижным играм.

2.    Соблюдайте режим дня!

Заранее узнайте режим работы дошкольного учреждения и за один0два месяца постарайтесь, чтобы ваш ребенок привык к нему. Приблизьте рацион питания ребенка к рациону детского сада. Не следует кормить его только протертой пищей! Приучайте малыша есть самостоятельно, пить из чашки. Если у ребенка плохой аппетит, не кормите его насильно.

3.    Создайте в семье доброжелательную обстановку!

Уделяйте как можно больше внимания ребенку, будьте с ним особенно ласковыми и заботливыми!

4.    Учите ребенка общению с детьми и со взрослыми!

Познакомьте ребенка с другими детьми на площадке, в песочнице. Предлагайте ему поиграть вместе с ними, приучайте просить, а не отнимать игрушки, меняться игрушками. Дома спрашивайте малыша, как он играл с детьми, как их зовут. Старайтесь, чтобы ребенок имел возможность общаться со взрослыми, умел обращаться к ним с просьбой. Учите его здороваться и прощаться со взрослыми, выражать благодарность («спасибо», «пожалуйста»), выполнять элементарные правила поведения в помещении и на улице.

5.    Создавайте в восприятии ребенка положительный образ детского сада!

Познакомьте малыша со зданием детского сада, с его территорией. Покатайте его на качелях, поиграйте на спортивной площадке. Расскажите сказку о детском саде. Например: «Жила-была девочка (мальчик). Она была умной, красивой, веселой. Когда стала большой, ее приняли в детский сад. Детский  сад – это волшебный домик, куда мамы и папы приводят своих детей. Им в детском саду очень хорошо: они играют, поют, танцуют, кушают, гуляют. А еще там много игрушек, особенно… (называйте любимые игрушки вашего ребенка). Девочке (мальчику) очень понравилось в детском саду, особенно качаться на качелях, помнишь, как мы с тобой! Ты у нас большая (ой) и скоро тоже пойдешь в сад. Я уверена, что тебе там понравится».

Заранее готовьте ребенка к временной разлуке.

6.    Настраивайте себя на успешную адаптацию ребенка в детском саду, постарайтесь наладить доверительные отношения с педагогами детского сада!

Демонстрируйте малышу позитивное отношение к саду. Рассказывайте при ребенке родственникам, знакомым о том, что вам повезло: его приняли в очень хороший детский сад! Не обсуждайте проблемные вопросы, связанные с садом, в присутствии ребенка. Никогда не пугайте малыша детским садом! Накануне поступления ребенка в детский сад ведите себя спокойно, ведь ваша тревожность передается ему, что может отрицательно воздействовать на процесс адаптации.

7.    Планируйте свое время заранее!

На начальном этапе посещения детского сада не следует оставлять малыша здесь на целый день. Рекомендуется забирать его через два-три часа, а по необходимости какое-то время побыть с ним вместе в детском саду. Пусть ребенок почувствует вашу любовь и поддержку!

Желаем вам успехов в подготовке ребенка к важному событию в его жизни! У вас все получится!