Тема: «Украсим кухлянку для Наи национальным орнаментом».
Цель: научить детей рисовать национальный узор, используя нетрадиционную технику (рисование ватной палочкой)
Задачи:
Образовательная:
— Расширять знания детей о родном крае;
— Упражнять в нетрадиционной технике рисования;
— Учить правильно держать кисть;
— Учить проводить прямые линии, сверху вниз;
Развивающая:
— Развивать творческие способности;
— Развивать навык рисования кистью и красками;
— Расширять словарный запас;
Воспитательная:
— Воспитывать любовь к малой родине;
— воспитывать аккуратность при выполнении роботы;
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Методические приемы:
Наглядные (использование схем, иллюстраций);
Словесные (напоминания, указания, рассказывание легенды, вопросы, индивидуальные ответы детей);
Игровые (использование сюрпризных моментов, двигательная активность детей);
Создание игровых и проблемных ситуаций (совместный поиск решения проблемной ситуации);
Поощрение, дифференцированный анализ занятия.
Дифференцированный подход: учет возрастных особенностей детей, создание оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей, перестраивание содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности дошкольников.
Словарная работа: Камчатка, коряки, орнамент, кухлянка, кожа, бисер.
Предварительная работа: беседы о национальной одежде народов Камчатки, рассматривание иллюстраций с изображением национальной одежды.
Оборудование: листы бумаги с изображением кухлянки, кисточки, подставки для кисточек, палитра с гуашью красного, синего, желтого цветов, ватные палочки, баночка с водой, салфетки.
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель:
— Сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.
-Ребята, я приготовила для вас загадку, послушайте внимательно.
Думай, думай, угадай,
Как зовется этот край?
Здесь бескрайние леса,
Горы здесь под небеса,
Есть здесь грозные вулканы,
В тундре с ягодой поляны.
Есть и реки, и озера,
Буйных трав ковер зеленый.
Океан и море есть –
Да всего не перечесть!
Это легкая загадка, этот край….
Моя Камчатка!
Воспитатель: да, ребята, наш край называется Камчатка.
На Камчатке живет много людей разных национальностей, а как называются коренные жители Камчатки? (коряки) Как называется одежда, которую носят коряки?
Дети: кухлянка.
Воспитатель: Кухлянки бывают нарядные/праздничные, украшенные бисером. А вы знаете что такое бисер?
Дети: Цветные бусины.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром к нам в детский сад пришло письмо с далекой тундры. Давайте прочитаем, о чем в нем говорится.
Пишет нам Девочка по имени Ная. У Наи в деревне скоро будет праздник. Мама сшила для неё нарядную кухлянку. Ная пошла в ней на улицу, чтобы поиграть с подружками. Увидела Ная подружек и вдруг загрустила, потому что у девочек были совсем обыкновенные, ненарядные кухлянки. И Ная захотела им помочь, но одной ей не справиться, поэтому она попросила у нас помощи.
Воспитатель:
А мы можем помочь Нае?
Дети: Да!
Воспитатель: А как мы можем помочь Нае?
Дети: мы можем украсить для подружек Наи кухлянки.)
Воспитатель: Правильно! Предлагаю вам украсить кухлянки узорами.
— Ная нам передала свою украшенную кухлянку, давайте её рассмотрим. Воспитатель: Какой формы на ней узоры?
Дети: круглые, прямые линии)
Воспитатель: Где они расположены?
сверху, посередине, снизу.
Воспитатель: Какого они цвета?
красные, синие, желтые)
Воспитатель: Садитесь за столы. Давайте посмотрим, как и с помощью чего мы можем украсить кухлянку. Перед вами образец. Еще раз обратите внимание, где расположены узоры. Узоры, расположенные по горловине и нижнему краю, вы будите рисовать (наносить) при помощи ватной полочки. (воспитатель объясняет детям, как наносить узоры ватной палочкой, используя метод тычка.) Берём в правую руку ватную палочку за один кончик, другой кончик опускаем в баночку с водой. Затем мокрым кончиком набираем выбранный цвет из палитры и ставим точки по линии горловины. Тоже самое делаем по нижнему краю кухлянки. Готово! Откладываем использованную ватную палочку в сторону на салфетку. Узоры, расположенные посередине кухлянки (прямые линии сверху вниз) вы будите рисовать кистью. (Воспитатель напоминает правила работы с кистью и гуашью) Теперь берём в руки кисть. Кисть держим правильно: тремя пальцами чуть выше металлической части, юбочки. Сначала пробуем в воздухе провести прямые линии сверху вниз (показывает направление линий). Смачиваем кисть в воде, затем набираем на ворс кисти гуашь выбранного цвета и проводим прямые линии сверху вниз.
А перед тем как мы начнём, давайте разомнём наши руки.
Пальчиковая гимнастика «Одежда»
Раз, два, три, четыре, пять —
Будем вещи мы стирать:
(Последовательно соединяют пальцы одной руки с пальцами другой руки.)
Платье, брюки и носочки
Юбку, кофточку, платочки.
Шарф и шапку не забудем —
Их стирать мы тоже будем. (Кулачки имитируют стирку.)
Воспитатель: Начинайте работать, будьте аккуратны и внимательны.
После выполнения дети несут свои работы на подготовленный макет тундры.
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята сколько у нас получилось кухлянок?
Дети: Много.
Воспитатель: Давайте посмотрим на ваши кухлянки, какие они получились?
Дети: красивые, нарядные, яркие.
Воспитатель: Как вы думаете, приятно будет подружкам Наи получить много красивых кухлянок?
Дети: Да!!
Воспитатель: Теперь в деревне, где живёт Ная и её подружки, будет настоящий праздник.
Когда ваши работы будут полностью готовы, мы сложим их в красивую коробку и отправим Нае по почте.