Программное содержание:
обобщить знания детей о вулкане, как о природном явлении; расширять представления и формировать интерес к малой родине – Камчатке; закреплять навык работы с нетрадиционным материалом: манной крупой и солью; технику вырезания по шаблону, создание конусообразной фигуры; умение организовывать и планировать свою работу и поэтапно осуществлять замысел; развивать познавательные интересы, речь, мыслительные процессы, любознательность, мелкую моторику пальцев рук, творческие способности, закреплять коммуникативные навыки.
Воспитывать интерес к творческой деятельности, воспитывать художественный вкус.
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Методические приемы:
Наглядные (использование схем, иллюстраций);
Словесные (напоминания, указания, рассказывание легенды, вопросы, индивидуальные ответы детей);
Игровые (использование сюрпризных моментов, двигательная активность детей);
Создание игровых и проблемных ситуаций (совместный поиск решения проблемной ситуации);
Поощрение дифференцированный анализ занятия.
Словарная работа: легенда, Кутх, кузнец, наковальня, молот, горн, лава, «кратер», жерло, извержение.
Дифференцированный подход: учет возрастных особенностей детей, создание оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей, перестраивание содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности дошкольников.
Предварительная работа: рассматривание презентаций и иллюстраций с вулканами, показ макета вулкана, беседа о Камчатке, рисование вулканов, изготовление макета Камчатки.
Материал и оборудование: листы картона, шаблоны, соль, клей ПВА, кисточки, подставки под кисточки, фотографии вулканов, образец вулкана, посылка, макет с пейзажем.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Воспитатель: День необычный сегодня у нас. Мы искренне рады приветствовать Вас!
Дети: Здравствуйте!
- Сюрпризный момент:
- Воспитатель: Ой, ребята, я совсем забыла вам рассказать очень важную новость. Сегодня в детский сад пришла посылка. Без вас я не решилась открыть ее. Давайте узнаем, что в посылке?
Воспитатель:
Становитесь рядышком друг с другом,
словно месяц полукругом.
Вскрывает посылку.
Воспитатель: Здесь неожиданный сюрприз от ворона Кутха.
Но о нем вы узнаете, если отгадаете загадку:
Он огромный, он могучий,
Он бывает выше тучи.
Басом может он смеяться,
Кашей огненной плеваться.
Старый добрый великан-
Это дедушка…
Дети: Вулкан.
Воспитатель: Правильно, в посылке, действительно, находится макет вулкана. (Достаёт и показывает, рассматривает с детьми)
Воспитатель: Край земли Камчатский очень удивительный, загадочный. Здесь есть необычные горы — вулканы. Ребята, вспомните, что означает слово «вулкан»?
Дети: Бог огня.
Воспитатель: Правильно, слово «вулкан» означает «Бог огня». А почему его так называют, мы узнаем, послушав легенду о нем.
3.Легенда. «Жил на свете Бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревем летели раскаленные камни, огонь, пепел. «Вулкан работает»,- со страхом говорили люди и уходили подальше от этого места. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами».
Воспитатель: Вот откуда появилось слово «вулкан». Ребята, а теперь давайте рассмотрим нашу фотовыставку «Вулканы Камчатки». Фотографии для нее принесли ваши родители.
4.Рассматривание фотографий.
Воспитатель: Обратите внимание, что на фотографиях много разных вулканов Камчатки. На что похожи вулканы?
Дети: Пирамиду, конус, треугольник.
Воспитатель: На какую объёмную геометрическую фигуру похож вулкан? Значит, какой он формы?
Дети: Конусообразной.
Воспитатель: Какие названия вулканов вы знаете?
Дети: Мутновский, Горелый, Вилючинский, Авачинский, Корякский, Козельский, Ключевской.
Воспитатель: Как называются вулканы с извергающей лавой, огнем, дымом? Дети: Действующие.
Воспитатель: А какие вулканы называются «спящими»?
Дети: спокойные, не извергающиеся.
Воспитатель: Ребята, а почему Корякский, Козельский, Авачинский вулканы называют домашними вулканами?
Дети: Они видны из окна наших квартир.
- Работа в творческой мастерской. Предлагаю пройти в творческую мастерскую.
Рассматривание образца и показ алгоритма действий. Мнемотаблица.
Воспитатель: С приходом осени чем покрываются вулканы? ( Снегом). Показ и рассматривание образца. С помощью чего мы изобразим заснеженный вулкан? (С помощью манной крупы и соли). Правильно, сначала намажем изображение вулкана клеем, а затем, посыпем его манной крупой с солью. Прежде чем приступить к работе, давайте поиграем с нашими пальчиками.
Пальчиковая гимнастика.
По дорожке мы шагали (Шагаем пальчиками по столу)
И ворон мы не считали, (Грозим пальчиком)
Смело, мы идем вперед, (Кулачками постучать по столу)
Где вулкан уже нас ждет. (Изобразить бинокль)
Когда в гости мы пришли, (Сжимать – разжимать кулачки)
Можно крикнуть раз, два, три! (Хлопки)
Выполнение работ детьми. (Следить за осанкой детей).
Воспитатель: Ребята, я на доске размещу мнемотаблицу, для тех, кто забудет очерёдность выполнения работы.
При выполнении работы звучит негромкая музыка
Воспитатель, по необходимости, напоминает детям об осанке.
- Итог: Воспитатель: Работа в нашей мастерской подошла к концу. Давайте выставим ваши вулканы на макет Камчатки, который мы изготовили с вами ранее. Какие красивые, разные заснеженные вулканы у вас получились. — Как изготовили макет вулкана? – Какие материалы использовали для изображения заснеженного вулкана? А сейчас в завершении нашего занятия девочки прочитают нам стихотворения.
1 ребёнок: Мы расскажем о Камчатке-
Где есть горы и туманы.
Основная же загадка,
Тайна недр – ее вулканы.
2 ребёнок: На Камчатке горы, горы,
Как высокие заборы,
И огромные вулканы,
Словно с трубкой великаны