Конспект НОД по ручному труду в старшей группе «Осень в краю вулканов». Подготовила и провела: воспитатель Фомичева Татьяна Трофимовна

Программное содержание:

 обобщить знания детей о вулкане, как о природном явлении; расширять представления и формировать интерес к малой родине – Камчатке; закреплять навык работы с нетрадиционным материалом: манной крупой и солью; технику вырезания по шаблону, создание конусообразной фигуры; умение организовывать и планировать свою работу и поэтапно осуществлять замысел; развивать познавательные интересы, речь, мыслительные процессы, любознательность, мелкую моторику пальцев рук, творческие способности, закреплять коммуникативные навыки.

Воспитывать интерес к творческой деятельности, воспитывать художественный вкус.

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Методические приемы:

Наглядные (использование схем, иллюстраций);

Словесные (напоминания, указания, рассказывание легенды, вопросы, индивидуальные ответы детей);

Игровые (использование сюрпризных моментов, двигательная активность детей);

Создание игровых и проблемных ситуаций (совместный поиск решения проблемной ситуации);

Поощрение дифференцированный анализ занятия.

Словарная работа: легенда, Кутх, кузнец, наковальня, молот, горн, лава, «кратер», жерло, извержение.

Дифференцированный подход: учет возрастных особенностей детей, создание оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей, перестраивание содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности дошкольников.

 Предварительная работа: рассматривание презентаций и иллюстраций с вулканами, показ макета вулкана, беседа о Камчатке, рисование вулканов, изготовление макета Камчатки.

 Материал и оборудование: листы картона, шаблоны, соль, клей ПВА, кисточки, подставки под кисточки, фотографии вулканов, образец вулкана, посылка, макет с пейзажем.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Воспитатель: День необычный сегодня у нас. Мы искренне рады приветствовать Вас!

 Дети: Здравствуйте!

  1. Сюрпризный момент:
  2. Воспитатель: Ой, ребята, я совсем забыла вам рассказать очень важную новость. Сегодня в детский сад пришла посылка. Без вас я не решилась открыть ее. Давайте узнаем, что в посылке?

Воспитатель:

Становитесь рядышком друг с другом,

словно месяц полукругом.

Вскрывает посылку.

 Воспитатель: Здесь неожиданный сюрприз от ворона Кутха.

Но о нем вы узнаете, если отгадаете загадку:

 Он огромный, он могучий,

 Он бывает выше тучи.

 Басом может он смеяться,

Кашей огненной плеваться.

 Старый добрый великан-

Это дедушка…

Дети: Вулкан.

Воспитатель: Правильно, в посылке, действительно, находится макет вулкана. (Достаёт и показывает, рассматривает с детьми)

 Воспитатель: Край земли Камчатский очень удивительный, загадочный. Здесь есть необычные горы — вулканы. Ребята, вспомните, что означает слово «вулкан»?

Дети: Бог огня.

Воспитатель: Правильно, слово «вулкан» означает «Бог огня». А почему его так называют, мы узнаем, послушав легенду о нем.

3.Легенда. «Жил на свете Бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревем летели раскаленные камни, огонь, пепел. «Вулкан работает»,- со страхом говорили люди и уходили подальше от этого места. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами».

Воспитатель: Вот откуда появилось слово «вулкан». Ребята, а теперь давайте рассмотрим нашу фотовыставку «Вулканы Камчатки». Фотографии для нее принесли ваши родители.

 4.Рассматривание фотографий.

 Воспитатель: Обратите внимание, что на фотографиях много разных вулканов Камчатки. На что похожи вулканы?

 Дети: Пирамиду, конус, треугольник.

Воспитатель: На какую объёмную геометрическую фигуру похож вулкан? Значит, какой он формы?

Дети: Конусообразной.

Воспитатель: Какие названия вулканов вы знаете?

Дети: Мутновский, Горелый, Вилючинский, Авачинский, Корякский, Козельский, Ключевской.

 Воспитатель: Как называются вулканы с извергающей лавой, огнем, дымом?  Дети: Действующие.

Воспитатель: А какие вулканы называются «спящими»?

Дети: спокойные, не извергающиеся.

Воспитатель: Ребята, а почему Корякский, Козельский, Авачинский вулканы называют домашними вулканами?

 Дети: Они видны из окна наших квартир.

  1. Работа в творческой мастерской. Предлагаю пройти в творческую мастерскую.

Рассматривание образца и показ алгоритма действий.  Мнемотаблица.

Воспитатель: С приходом осени чем покрываются вулканы? ( Снегом). Показ и рассматривание образца. С помощью чего мы изобразим заснеженный вулкан? (С помощью манной крупы и соли). Правильно, сначала намажем изображение вулкана клеем, а затем, посыпем его манной крупой с солью. Прежде чем приступить к работе, давайте поиграем с нашими пальчиками.

Пальчиковая гимнастика.

По дорожке мы шагали (Шагаем пальчиками по столу)

 И ворон мы не считали, (Грозим пальчиком)

Смело, мы идем вперед, (Кулачками постучать по столу)

Где вулкан уже нас ждет. (Изобразить бинокль)

Когда в гости мы пришли, (Сжимать – разжимать кулачки)

 Можно крикнуть раз, два, три! (Хлопки)

Выполнение работ детьми. (Следить за осанкой детей).

Воспитатель: Ребята, я на доске размещу мнемотаблицу, для тех, кто забудет очерёдность выполнения работы.

При выполнении работы звучит негромкая музыка

Воспитатель, по необходимости, напоминает детям об осанке.

  1. Итог: Воспитатель: Работа в нашей мастерской подошла к концу. Давайте выставим ваши вулканы на макет Камчатки, который мы изготовили с вами ранее. Какие красивые, разные заснеженные вулканы у вас получились. — Как изготовили макет вулкана? – Какие материалы использовали для изображения заснеженного вулкана? А сейчас в завершении нашего занятия девочки прочитают нам стихотворения.

 1 ребёнок: Мы расскажем о Камчатке-

 Где есть горы и туманы.

Основная же загадка,

Тайна недр – ее вулканы.

 2 ребёнок: На Камчатке горы, горы,

 Как высокие заборы,

И огромные вулканы,

Словно с трубкой великаны