Конспект НОД по речевому развитию с детьми средней группы на тему: «Дикие животные». Подготовила и провела: воспитатель Протасова Татьяна Васильевна.

Цель: учить детей составлять описательный рассказ с помощью мнемотаблицы.

Программное содержание: формировать у детей представление о жизни диких животных, их повадках; активизировать словарь детей новыми словами и сочетаниями слов; развивать мышление, наблюдательность; воспитывать заботливое отношение к животным; обогащать словарь детей названиями диких животных, их жилищ.

Методические приёмы:

Наглядные: мнемосхемы, показ

Словесные: беседа, вопросы, инструкции, указания.

Практические: совместное выполнение действий.

Предварительная работа: аналогичное составление рассказа о домашних животных по таблице, работа с символами тех или иных признаков, беседы.

Словарная работа: нора, берлога, логово, жилище.

Оборудование: картина с изображением зимнего леса, картинки с изображениями диких животных (волк, заяц, белка, лиса) и домашних животных (кот и свинья), мнемотаблица А-3.

 

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло! Давайте поздороваемся с ними. (Дети здороваются.)

Воспитатель. А как еще можно поздороваться?

Дети. Доброе утро.

           Добрый день.

           Добрый вечер.

           Привет.

Воспитатель. Молодцы, правильно. Ребята, послушайте стихотворение, которое я вам прочитаю.

Дикие животные с людьми не живут,

Постоянной помощи они от них не ждут.

Сами пищу добывают,

Сами деток охраняют.

Строят прочные жилища

И лекарства – травы ищут.

Волки, зайцы, лисы, еж,

Белки и медведи.

Всех их не пересчитать,

Обо всех не рассказать:

По своим живут законам,

Их всем людям надо знать,

Чтобы не вредить животным,

А повсюду охранять.

Вопросы к детям:

— О каких животных говорится в стихотворении? (Ответы детей)

— Где живут эти животные? (В лесу).

— Значит, как они называются? (Дикие).

Воспитатель. Правильно! А сейчас давайте немного поиграем в игру с мячом «Назови детёныша дикого животного».

У медведицы родились… медвежата.

У белки родился… бельчонок.

У лисы родились… лисята.

У волчицы родился… волчонок.

 Воспитатель. Отлично, ребята. А сейчас давайте займем свои места.

— Посмотрите внимательно и скажите, что изображено на картине? (Зимний лес)

-А еще, ребята, к нам пришли животные. Давайте посмотрим, все ли эти животные живут в лесу? Есть ли кто-то лишний? (Овца и кот) А почему они лишние? (Это домашние животные) Хорошо, отправляем этих животных домой. (Воспитатель убирает с доски домашних животных.) А теперь давайте поможем нашим диким животным найти свои дома.

-Скажите, а где в лесу живет заяц? (Дети: под кустом.)

-Филипп, выходи и посади зайца под куст. (Ребенок выставляет картинку зайца на картине зимнего леса под нарисованный куст.)

-Ребята, а как можно ласково назвать зайца? (Дети: зайчишка, зайка, заинька.)

-Диана, помоги лисе найти свой дом. Где она живет? (В норе.)

(Ребенок помещает изображение лисы на картину зимнего леса возле норы.)

— Дима, а как ласково можно назвать лису? (Лисичка, лисонька.)

— Молодец, правильно.

(Таким образом, дети определяют место на картине остальным животным: белке и медведю.)

Воспитатель. Вот мы и разместили всех животных по домам, и я предлагаю вам размяться.

Физкультминутка.

«Весело в лесу»

Зайцы скачут: скок-скок-скок!

Да на беленький снежок.                                   (прыжки на месте)

Приседают, слушают: не идет ли волк.         (приседания)

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире!

И руками помахать,

А теперь тихонько спать.                                  (присесть, сложить руки под щеку)

 

Воспитатель. Ну что ж, а нам спать с вами некогда, у нас еще одно интересное и сложное задание. Давайте сядем на стулья и попробуем рассказать о животных с помощью таблицы.

Давайте вспомним, как мы описывали домашних животных. (Воспитатель вывешивает на доску мнемотаблицу.)

Что означают символы в первом квадрате? (лес);

Во втором – мех;

Какого цвета?

В четвертом — части тела;

В пятом – как разговаривает животное, какой у него голос?

В шестом – чем питается?

(Ребёнок рассказывает по таблице про белку – это дикое животное, которое живет в лесу, в дупле. У него мягкий и пушистый мех, рыжего цвета. Уши у белки маленькие, а хвост большой и пушистый. У этого животного тонкий, тихий голос. Питается белка орехами и грибами.

(Вызвать 5-6 детей.)

Воспитатель. Какие же вы молодцы, все справились с заданием, научились пользоваться таблицей! Все животные уже в лесу в своих домах и говорят вам большое спасибо!

Рефлексия:

-Про каких животных мы с вами сегодня говорили?

-Что больше всего понравилось/запомнилось?

— Какое задание вызвало у вас трудности?