Тема: «Лежбище морских животных на берегу Авачинской бухты».
Цель: учить детей изображать пейзаж с помощью нетрадиционной техники рисования акварелью по-мокрому.
Задачи:
Образовательные: формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования. Выработать у учащихся навыки работы в новой технике рисования по мятой бумаге. Развивающие: развивать интерес к экспериментированию с материалами и средствами изображения. Развивать мелкую моторику, фантазию, творчество.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.
Материал: бумага для акварели формата А-4, кисти тонкая и широкая , вода, акварель, губка для смачивания бумаги, ватная палочка, кисти тонкая и широкая, салфетки бумажные и влажные, простой карандаш.
Предварительная работа: рассматривание фотографий с морскими обитателями, репродукций , картин художников о Камчатке; чтение художественной и энциклопедической литературы; просмотр презентаций о животном и растительном мире Камчатки, видео-уроков по рисованию нетрадиционными техниками и материалами, чтение стихотворения Б. Заходера «Как тюлень стал тюленем», цветная картинка с изображением тюленя.
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Методические приемы: беседа с детьми, вопросы, объяснение и показ деятельности воспитателем, анализ детских работ.
Дифференцированный подход: учет возрастных особенностей детей, создание оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей, перестраивание содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности дошкольников.
Словарная работа: Камчатка, сивуч, нерпа, тюлень, морской котик, калан, стадо, пейзаж, лежбище, рисование по-мокрому.
Орг. Момент
В. — Ребята, сегодня я решила рассказать вам увлекательную историю, которая случилась у меня в этом году. Я отправилась на катере в морское путешествие к острову Русский. Проходя по Авачинской бухте, я увидела очень много интересного. Вот послушайте, что меня впечатлило.
(Стихотворение)
«На пляже»
В бухте тихой и красивой,
Там, где берег каменистый,
Загорает толстый сивуч
И вдыхает воздух чистый.
Сполз поближе к морю котик
И лежит себе вальяжно,
Греет свой большой животик –
Для здоровья это важно.
Рядом нерпы – две подружки-
Загорают и ныряют,
Веселятся, хохотушки,
Тех, кто рядом обсуждают.
Привлекает их вниманье
Залежавшийся тюлень:
— Вот ленивое созданье,
Повернуться на бок лень.
Всех каланы восхищают-
Это лучшие пловцы.
К горизонту уплывают
И не тонут, молодцы!
— О ком это стихотворение?
В.- Дети, перечислите животных, которых я встретила.
Дети: коланы, сивучи…
Воспитатель: А вот кого вы сегодня на занятии будете рисовать, вы сможете мне ответить после того, как отгадаете мою загадку-сюрприз.
(Предлагаю детям подойти к столам, где находятся карточки, рассмотреть их внимательно с обеих сторон, дети увидят, что они абсолютно без какого-либо изображения. Предлагаю воспользоваться им фонариками, подсветив карточку снизу, в разных направлениях. Дети увидят изображение нерпы.)
Посмотрите, как много у нас тюленей/нерп. Образовалась целая колония.
В.- Я предлагаю вам нарисовать для них пляж на берегу нашей Авачинской бухты.
Пошаговое описание работы:
Последовательность выполнения работы:
— Лист бумаги хорошенько, но очень аккуратно, сомнем.
— Расправим лист бумаги, теперь он готов к рисованию.
— Возьмем простой карандаш и нарисуем силуэт тюленя чуть ниже середины нашего листа.
— В верхней части листа рисуем голубое небо и вулканы, которые нам видно с берега бухты. Солнце можно нарисовать позже.
— На нашем рисунке мы решили изобразить пляж для морских животных, а, значит, нам надо нарисовать бухту, поэтому понадобится темно-синяя краска, можно добавить немного зеленой, чтобы нарисовать воду.
— Далее мы будем рисовать берег, я предлагаю его нарисовать коричневой краской, потому что наше животное будет серого цвета, и чтобы оно не сливалось с берегом. Закрашиваем так, чтобы не оставалось белых мест.
— Теперь мы рисуем животное, набираем на кисточку черную краску и размываем с водой, если лист подсох. Рисуем ему глаза, усы, кончиком тонкой кисти без лишней влаги. (если это тюлень, то на спине ставим точки ватной палочкой).
Закрепление последовательности работы.
— Чтобы приступить к работе, что будем делать сначала? (Мять бумагу)
— С какой части листа начинаем рисовать? (С верхней части)
— Какого цвета нам понадобятся краски. (Светло-синяя, темно-синяя, желтая, коричневая, черная, по желанию, зеленая)
— Какое важное условие рисования на мятой бумаге? (Лист должен быть мокрым)
Пальчиковая гимнастика:
Лист бумаги мы сжимаем,
И ладошки разминаем.
Мы стараемся, катаем –
Дружно в шарик превращаем.
Не дадим ему скучать —
На нем будем рисовать.
Самостоятельная деятельность
Подведение итогов занятия. Рефлексия.
В. – Посмотрите, какой большой получился пляж и целое стадо тюленей. А вот этот похож на то место где я проходила во время морской прогулки.
С каким материалом мы сегодня работали?
Какая работа вам понравилось больше всех и чем?
Все ли у вас получилось или какие-то моменты вызвали затруднения?
Оцените свою работу на занятии.
В бухте тихой и красивой,
Там, где берег каменистый,
Загорает толстый сивуч
И вдыхает воздух чистый.
Сполз поближе к морю котик
И лежит себе вальяжно,
Греет свой большой животик –
Для здоровья это важно.
Рядом нерпы – две подружки-
Загорают и ныряют,
Веселятся, хохотушки,
Тех, кто рядом обсуждают.
Привлекает их вниманье
Залежавшийся тюлень:
— Вот ленивое созданье,
Повернуться на бок лень.
Всех каланы восхищают-
Это лучшие пловцы.
К горизонту уплывают
И не тонут, молодцы!
— О ком это стихотворение?
В.- Дети, перечислите животных, которых я встретила.
Лист бумаги мы сжимаем,
И ладошки разминаем.
Мы стараемся, катаем –
Дружно в шарик превращаем.
Не дадим ему скучать —
На нем будем рисовать.