Траектория развития каждого ребенка уникальна, непредсказуема и неповторима. Однако есть определенные закономерности в психическом развитии человека: стабильные и кризисные стадии развития. Достижения каждой стадии развития обладают непреходящей ценностью, поэтому каждый возраст человека нуждается в понимании, поддержке и сохранении. Помощником родителям ребенка дошкольного возраста, воспитателям и педагогам является педагог-психолог детского сада, который помогает им воспитывать и обучать ребенка, учитывая психологические особенности возраста.
Основной целью детского психолога является обеспечение психологического здоровья детей. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства. В соответствии с поставленной целью детский педагог-психолог выполняет следующие задачи:
- реализует в работе с детьми возможности развития каждого возраста;
- развивает индивидуальные особенности ребенка: внимание специалиста привлекают интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения ребенка и пр.;
- создает благоприятный для развития ребенка климат в детском саду;
- оказывает своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям, и воспитателям.
Основными видами деятельности детского психолога являются: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая диагностика, психологическая коррекция.
Под психологическим просвещением понимается приобщение взрослых (воспитателей, родителей) и детей к психологическим знаниям. В обществе недостаточно распространены психологические знания, не всегда выражена психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках. В педагогических коллективах, как и семьях, возможны конфликты, в основе которых — психологическая глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушиваться друг к другу, понять, простить, уступить и пр. Поэтому практикующему психологу важно повышать уровень психологической культуры тех людей, которые работают с детьми. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности, а также достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском саду. Психологическое просвещение может проходить в виде лекций, бесед, семинаров.
Психологическая профилактика направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. Психологическая профилактика предполагает ответственность за соблюдение в детском саду психологических условий, необходимых для полноценного психологического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе. Также психологическая профилактика предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях. Психолог должен стараться прогнозировать возможность появления проблем и проводить работу в направлении их предупреждения. В психопрофилактике инициатива целиком исходит от педагога-психолога, в этом проявляется творчество его как специалиста.
Консультативная работа в детском саду имеет определенную специфику — в процессе консультирования рассматривается только то, что имеет отношение к решению главной задачи психологической службы образования — максимально содействовать психическому, личностному развитию каждого ребенка. Воспитатели часто обращаются к педагогу-психологу по следующим вопросам: причины трудностей в усвоении детьми программ обучения (подготовка к школе), нежелание и неумение детей заниматься, эмоциональные, личностные нарушения, конфликтные отношения с другими детьми и др. Родители обращаются с проблемами: как готовить детей к школе, отсутствие у детей выраженных интересов, неорганизованность, несамостоятельность, агрессивность, повышенная возбудимость или робость, боязливость; другими словами, имеется в виду все то, что принято обозначать словами «трудный ребенок» и т.д.
Значительное место занимает психодиагностика и психокоррекция в деятельности педагога-психолога. Важно выявить особенности психического развития ребенка, сформированность определенных психологических новообразований, соответствие уровня развития ребенка возрастным нормативам. Информация об индивидуально-психических особенностях детей полезна педагогу-психологу, а также воспитателям и родителям. Под психокоррекцией понимается активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений. Развивающая и психокоррекционная работа предусматривает деятельность по активному взаимодействию психолога с детьми и взрослыми, обеспечивающему психическое развитие и становление личности детей, реализации возрастных и индивидуальных возможностей развития детей; участию в разработке, апробации и внедрении комплексных психолого-медико-педагогических развивающих и коррекционных программ; реализации комплекса индивидуальных ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений физическом, психическом, нравственном развитии несовершеннолетним.