Использование метода БОС «Волна» в работе психолога в ДОУ

В современной педагогике актуальными являются вопросы здоровья ребенка, его адаптации и социализации в окружающей социальной и экологической среде. К сожалению, в настоящее время отмечается увеличение количества детей с нарушениями чтения, письма, речевыми расстройствами, протекающими зачастую на фоне соматических и вегетативных дисфункций, и которые и сопровождаются, как правило, расстройствами эмоционально-волевой и поведенческой сферы, что влияет на качество образовательного процесса, а также на социальную адаптацию ребенка. 

Современные условия жизни, являются источником большого количества стрессовых факторов, оказывающих влияние на физическое и психическое благополучие детей. Наступило время, когда требования мира, окружающего ребёнка, столь высоки, что ему жизненно необходимы эффективные навыки адаптации и умение сохранять свои силы, внутренние ресурсы даже в самых сложных ситуациях.

Это связано со следующими факторами:

  • ускоряющимся темпом жизни;
  • постоянными изменениями окружающей среды;
  • внедрением инновационных технологий во все сферы жизни;
  • информационными и физическими перегрузками;
  • экологическим неблагополучием и т.д.

Основной целью программы «Волна» является обучение ребёнка навыку правильного, оптимального типа дыхания.

Занятия по программе «Волна» способствуют решению таких актуальных и значимых для развития ребёнка задач, как:

  • Оптимизация психофизиологического состояния (оздоровление) часто и длительно болеющих детей;
  • Профилактика стрессогенных заболеваний;
  • Создание благоприятных условий для нервно-психического развития
  • Нормализация психоэмоционального состояния
  • Коррекция нарушений поведения
  • Улучшение концентрации внимания, памяти, работоспособности.

Метод биологической обратной связи (функционального биоуправления) и его применение в работе по формированию диафрагмально-релаксационного дыхания в коррекционно-развивающей работе с учащимися.

Дыхание является одной из важнейших функций организма, обеспечивающей непрерывное снабжение всех органов и тканей кислородом.

Существует три основных типа дыхания:

  • верхнее дыхание (ключичное):
  • среднее дыхание (рёберное или грудное):
  • нижнее дыхание (брюшное или диафрагмальное).

Верхнее дыхание, очевидно, «наихудшее», с физиологической точки зрения, дыхание.

Грудное дыхание (среднее) более глубокое, при нем заполняются воздухом верхние и средние отделы лёгких. Грудной тип дыхания является самым распространённым, но, в то же время, даёт значительную нагрузку на дыхательную, сердечно-сосудистую и мышечную системы.

Диафрагмальное дыхание является самым глубоким, при этом заполняются воздухом также и нижние отделы лёгких. При диафрагмальном дыхании лёгкие имеют больше свободы действия. Поэтому воздуха они могут поглотить больше, чем это возможно при верхнем и среднем дыхании.

Диафрагмальное дыхание насыщает кислородом большее количество крови за один дыхательный цикл по сравнению с другими типами дыхания.

При диафрагмальном дыхании: вдох спокойный, без усилия, осуществляется через нос, при этом передняя брюшная стенка выпячивается, а воздух как бы набирается животом: выдох плавный, удлинённый, осуществляется преимущественно через рот, брюшная стенка втягивается, а воздух как бы выталкивается животом.

 Следует подчеркнуть, однако, что строгого разделения типов дыхания не существует. Диафрагмальное дыхание не есть нечто искусственное и ненормальное. Напротив, это прямое возвращение к природе. Здоровый взрослый дикарь и здоровый ребенок цивилизованных народов дышат именно так, но цивилизованный человек, привыкая к ненормальному складу и ритму жизни, теряет нормальное дыхание.

Регуляция дыхания является самым древним из известных методов борьбы со стрессом. Она используется в течение тысячелетий для снижения чувства тревоги и для того, чтобы способствовать достижению состояния общей релаксации.

Организация работы по программе «Волна»

При работе по программе «Волна» мы придерживаемся рекомендуемой структуры курса:

1. Вводное ознакомительное занятие (1 занятие). Знакомство с программой и целью её применения.

2. Диагностический этап (1 занятие). Основной целью этого этапа является выявление особенностей психофизиологического и психоэмоционального состояния ребёнка, определение индивидуальной тактики обучения дыханию. Проводится диагностический сеанс, в ходе которого оцениваются параметры дыхания и показатели деятельности сердечно-сосудистой системы.

3. Информационно-практический этап (2-3 занятия). Целью данного этапа является формирование мотивации на работу по программе , ознакомление детей с возможностями саморегуляции.

4. Практический этап (8-12 занятий) Целью этого основного этапа работы является выработка навыка диафрагмального дыхания. На этом этапе проводится психофйиззиологический тренинг с использованием компьютерного тренажёра «Волна». Этап состоит из трёх рабочих фаз:

  • Постановка навыка дыхания (2-3 занятия)
  • Обучение диафрагмальному дыханию (3-4 занятия)
  • Закрепление навыка диафрагмального дыхания (3-5 занятий)

5. Заключительная диагностика (1 занятие)

Время проведения    8-12 занятий по 10-25 мин. 3 раза в неделю
Форма проведения    индивидуальная
Возраст :   с 5 лет

ЧТО ДАЕТ ПРОГРАММА «ВОЛНА»?

Освоение навыков саморегуляции с помощью диафрагмального дыхания формирует новое состояние организма как на физиологическом, так и на психологическом уровне:

  • уравновешиваются процессы возбуждения и торможения
  • снижается избыточная нагрузка на сердечно-сосудистую систему
  • активизируется  обмен веществ
  • улучшается кровоснабжение головного мозга
  • снижается заболеваемость
  • повышается концентрация внимания и работоспособность, произвольный контроль   поведения
  • нормализуется психоэмоциональное состояние
  • улучшается общий фон настроения, повышается самооценка

В нашем детском саду мною применяется БОС «Волна»  с такими целями как:

  1. Повышение стрессоустойчивости организма – здоровьесберегающая технология.
  2. Снятие психоэмоциональной тревожности.
  3. Повышение работоспособности, концентрации внимания.
  4. Развитие умения применения и удержания инструкции.
  5. Мотивация ребенка на учебную деятельность (заинтересованость в конечном результате деятельности)
  6. Профилактика дезадаптации в школе.