В современной педагогике актуальными являются вопросы здоровья ребенка, его адаптации и социализации в окружающей социальной и экологической среде. К сожалению, в настоящее время отмечается увеличение количества детей с нарушениями чтения, письма, речевыми расстройствами, протекающими зачастую на фоне соматических и вегетативных дисфункций, и которые и сопровождаются, как правило, расстройствами эмоционально-волевой и поведенческой сферы, что влияет на качество образовательного процесса, а также на социальную адаптацию ребенка.
Современные условия жизни, являются источником большого количества стрессовых факторов, оказывающих влияние на физическое и психическое благополучие детей. Наступило время, когда требования мира, окружающего ребёнка, столь высоки, что ему жизненно необходимы эффективные навыки адаптации и умение сохранять свои силы, внутренние ресурсы даже в самых сложных ситуациях.
Это связано со следующими факторами:
- ускоряющимся темпом жизни;
- постоянными изменениями окружающей среды;
- внедрением инновационных технологий во все сферы жизни;
- информационными и физическими перегрузками;
- экологическим неблагополучием и т.д.
Основной целью программы «Волна» является обучение ребёнка навыку правильного, оптимального типа дыхания.
Занятия по программе «Волна» способствуют решению таких актуальных и значимых для развития ребёнка задач, как:
- Оптимизация психофизиологического состояния (оздоровление) часто и длительно болеющих детей;
- Профилактика стрессогенных заболеваний;
- Создание благоприятных условий для нервно-психического развития
- Нормализация психоэмоционального состояния
- Коррекция нарушений поведения
- Улучшение концентрации внимания, памяти, работоспособности.
Метод биологической обратной связи (функционального биоуправления) и его применение в работе по формированию диафрагмально-релаксационного дыхания в коррекционно-развивающей работе с учащимися.
Дыхание является одной из важнейших функций организма, обеспечивающей непрерывное снабжение всех органов и тканей кислородом.
Существует три основных типа дыхания:
- верхнее дыхание (ключичное):
- среднее дыхание (рёберное или грудное):
- нижнее дыхание (брюшное или диафрагмальное).
Верхнее дыхание, очевидно, «наихудшее», с физиологической точки зрения, дыхание.
Грудное дыхание (среднее) более глубокое, при нем заполняются воздухом верхние и средние отделы лёгких. Грудной тип дыхания является самым распространённым, но, в то же время, даёт значительную нагрузку на дыхательную, сердечно-сосудистую и мышечную системы.
Диафрагмальное дыхание является самым глубоким, при этом заполняются воздухом также и нижние отделы лёгких. При диафрагмальном дыхании лёгкие имеют больше свободы действия. Поэтому воздуха они могут поглотить больше, чем это возможно при верхнем и среднем дыхании.
Диафрагмальное дыхание насыщает кислородом большее количество крови за один дыхательный цикл по сравнению с другими типами дыхания.
При диафрагмальном дыхании: вдох спокойный, без усилия, осуществляется через нос, при этом передняя брюшная стенка выпячивается, а воздух как бы набирается животом: выдох плавный, удлинённый, осуществляется преимущественно через рот, брюшная стенка втягивается, а воздух как бы выталкивается животом.
Следует подчеркнуть, однако, что строгого разделения типов дыхания не существует. Диафрагмальное дыхание не есть нечто искусственное и ненормальное. Напротив, это прямое возвращение к природе. Здоровый взрослый дикарь и здоровый ребенок цивилизованных народов дышат именно так, но цивилизованный человек, привыкая к ненормальному складу и ритму жизни, теряет нормальное дыхание.
Регуляция дыхания является самым древним из известных методов борьбы со стрессом. Она используется в течение тысячелетий для снижения чувства тревоги и для того, чтобы способствовать достижению состояния общей релаксации.
Организация работы по программе «Волна»
При работе по программе «Волна» мы придерживаемся рекомендуемой структуры курса:
1. Вводное ознакомительное занятие (1 занятие). Знакомство с программой и целью её применения.
2. Диагностический этап (1 занятие). Основной целью этого этапа является выявление особенностей психофизиологического и психоэмоционального состояния ребёнка, определение индивидуальной тактики обучения дыханию. Проводится диагностический сеанс, в ходе которого оцениваются параметры дыхания и показатели деятельности сердечно-сосудистой системы.
3. Информационно-практический этап (2-3 занятия). Целью данного этапа является формирование мотивации на работу по программе , ознакомление детей с возможностями саморегуляции.
4. Практический этап (8-12 занятий) Целью этого основного этапа работы является выработка навыка диафрагмального дыхания. На этом этапе проводится психофйиззиологический тренинг с использованием компьютерного тренажёра «Волна». Этап состоит из трёх рабочих фаз:
- Постановка навыка дыхания (2-3 занятия)
- Обучение диафрагмальному дыханию (3-4 занятия)
- Закрепление навыка диафрагмального дыхания (3-5 занятий)
5. Заключительная диагностика (1 занятие)
Время проведения 8-12 занятий по 10-25 мин. 3 раза в неделю
Форма проведения индивидуальная
Возраст : с 5 лет
ЧТО ДАЕТ ПРОГРАММА «ВОЛНА»?
Освоение навыков саморегуляции с помощью диафрагмального дыхания формирует новое состояние организма как на физиологическом, так и на психологическом уровне:
- уравновешиваются процессы возбуждения и торможения
- снижается избыточная нагрузка на сердечно-сосудистую систему
- активизируется обмен веществ
- улучшается кровоснабжение головного мозга
- снижается заболеваемость
- повышается концентрация внимания и работоспособность, произвольный контроль поведения
- нормализуется психоэмоциональное состояние
- улучшается общий фон настроения, повышается самооценка
В нашем детском саду мною применяется БОС «Волна» с такими целями как:
- Повышение стрессоустойчивости организма – здоровьесберегающая технология.
- Снятие психоэмоциональной тревожности.
- Повышение работоспособности, концентрации внимания.
- Развитие умения применения и удержания инструкции.
- Мотивация ребенка на учебную деятельность (заинтересованость в конечном результате деятельности)
- Профилактика дезадаптации в школе.