Что делает психолог в детском саду?

Что делает психолог в детском саду?

Всем родителям хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр, логопед, воспитатель и школьный учитель. Нужен ли в этом перечне еще и детский психолог? А если нужен, то чем детский психолог отличается от других специалистов? Попробуем ответить на эти вопросы.

Детского психолога не стоит путать ни с психиатром, ни с невропатологом, ни с любым другим врачом – это не медицинская специальность. Детский психолог не ставит диагноз, не выписывает рецепты. Он занимается не состоянием внутренних органов и внешнего вида ребенка, а другими детскими проблемами. Перечень детских проблем весьма обширен и напрямую зависит от возраста.

 Детский психолог — специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. Психолог работает с актуальным состоянием ребенка и родителя, проводит первичную диагностику, задает вопросы о жизненной ситуации и структуре семьи. В процессе общения психолог помогает родителю (педагогу или ребенку) осознать свою проблему, понять ее причины и найти решение.

Деятельность психолога ДОУ направлена непосредственно на детей, но для большей эффективности в нее включаются и другие участники воспитательного процесса – педагоги и родители, которые участвуют в решении проблем детей. Психолог дает им профессиональные рекомендации по работе с ребенком и оказывает поддержку.

Проблемы, не входящие в профессиональную компетенцию психолога, решаются посредством переадресации запроса на работу с ребенком и его семьей другим специалистам определенного профиля (логопеду, врачу, социальным службам и т.п.)

Родители, дети которых проходят психологическое тестирование, часто волнуются, что результаты станут известны другим людям. Знайте, одна из этических профессиональных норм психологов – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в устной (или письменной) форме при индивидуальной беседе.

Поступая в ДОУ родители (законные представители) подписывают СОГЛАСИЕ на психологическое сопровождение ребенка. Родители имеют право отказаться от психологического сопровождения ребенка в детском саду. В этом случае работа с ребенком возможна только после личного обращения родителя к психологу или заведующей ДОУ, оформив новый документ на психологическое сопровождение.

Цель работы психолога в ДОУ – создание условий, необходимых для сохранения и укрепления психологического здоровья детей, их гармоничного развития в условиях ДОУ, а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях. 

Задачи

  • Выявление причин нарушений эмоционально — личностного и познавательного развития детей посредством диагностического обследования.
  • Преодоление нарушений в развитии ребенка, разработка и реализация групповых и  индивидуальных коррекционно – развивающих программ.
  • Прогноз опасных последствий той или иной сложной ситуации, если она не будет грамотно педагогически и психологически проработана.
  • Психологическое сопровождение детей в период адаптации к ДОУ и попавших в трудные жизненные ситуации.
  • Психологическое сопровождение детей подготовительных групп, подготовка к школе, отслеживание динамики развития.
  • Содействие развитию личности детей в процессе их воспитания, обучения и социализации.
  • Оказание консультативной помощи родителям и педагогам.
  • Повышение психолого – педагогической культуры и компетенции взрослых, участвующих в воспитании ребенка.

Деятельность психолога ДОУ направлена на всех участников воспитательно — образовательного процесса:

1. Оказание психологической помощи детям:

  • Психологическая диагностика
  • Коррекционно – развивающая работа
  • Психологическое сопровождение ребенка

2. Сотрудничество с родителями в решении психологических проблем детей:

  • Консультирование по проблемам развития
  • Информирование по итогам психологической диагностики и коррекционно – развивающей работы
  • Психологическое просвещение по вопросам воспитания и развития детей

3. Сотрудничество с педагогами и другими специалистами в решении психологических проблем воспитанников:

  • Консультирование и информирование педагогов по психологическим вопросам воспитания и развития;
  • Психологическое просвещение
  • Взаимодействие с другими специалистами

4. Консультирование администрации по результатам анализа данных психологического скрининга и другим вопросам

Что делает психолог?

I младшая группа

(2 — 3 года)

Сопровождение процесса адаптации, наблюдения за психоэмоциональным состоянием ребенка ведение листа адаптации совместно с воспитателем группы и медсестрой игры с детьми, беседы, упражнения для снятия психоэмоционального напряжения консультации с родителями по вопросам адаптации ребенка консультации с педагогами группы по нормализации адаптационного периода.

II младшая группа

(3 — 4 года)

Индивидуальная диагностика уровня развития ребенка (по наблюдениям, запросу педагогов и родителей). Проводится с целью раннего выявления отклонений в развитии индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики, рекомендации по развитию ребенка.
Консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком.

Средняя группа

(4 — 5 лет)

Индивидуальная диагностика ребенка по запросу педагогов или родителей.
Индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики.
Консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком
Индивидуальная диагностика уровня развития ребенка по запросу логопеда для ПМПК

Старшая группа

(5 — 6 лет)

Индивидуальная диагностика ребенка по запросу педагогов или родителей.
Индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики.
Развивающие занятия с детьми по подготовке к школе

Старшая группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР

(5 — 6 лет)

Индивидуальная диагностика уровня развития ребенка.
Индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики.
Консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком
Коррекционно-развивающие занятия с детьми (индивидуально или в малых группа по 5-6 детей)

Подготовительная группа

(6 — 7 лет)

Групповая диагностика уровня развития предпосылок к учебной деятельности
Индивидуальная углубленная диагностика уровня развития ребенка (в случае, если ребенок в Групповом режиме показал недостаточные результаты).
Индивидуальные консультации с родителями по итогам диагностики.
Консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком
Развивающие занятия с детьми по подготовке к школе
Итоговая диагностика готовности к школе детей

Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР

(6 — 7 лет)

Групповая диагностика уровня развития предпосылок к учебной деятельности
Индивидуальная углубленная диагностика уровня развития ребенка.
Индивидуальные консультации с родителями по итогам диагностики.
Консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком
Коррекционно-развивающие занятия с детьми по подготовке к школе (индивидуально или в малых группах по 3 — 4 ребенка)
Итоговая диагностика готовности к школе детей

 

Деятельность психолога ДОУ осуществляется в следующих направлениях:

  • Психологическая диагностика
  • Коррекционно– развивающая работа
  • Психологическое просвещение и профилактика
  • Консультирование