Что делает психолог в детском саду?
Всем родителям хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр, логопед, воспитатель и школьный учитель. Нужен ли в этом перечне еще и детский психолог? А если нужен, то чем детский психолог отличается от других специалистов? Попробуем ответить на эти вопросы.
Детского психолога не стоит путать ни с психиатром, ни с невропатологом, ни с любым другим врачом – это не медицинская специальность. Детский психолог не ставит диагноз, не выписывает рецепты. Он занимается не состоянием внутренних органов и внешнего вида ребенка, а другими детскими проблемами. Перечень детских проблем весьма обширен и напрямую зависит от возраста.
Детский психолог — специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. Психолог работает с актуальным состоянием ребенка и родителя, проводит первичную диагностику, задает вопросы о жизненной ситуации и структуре семьи. В процессе общения психолог помогает родителю (педагогу или ребенку) осознать свою проблему, понять ее причины и найти решение.
Деятельность психолога ДОУ направлена непосредственно на детей, но для большей эффективности в нее включаются и другие участники воспитательного процесса – педагоги и родители, которые участвуют в решении проблем детей. Психолог дает им профессиональные рекомендации по работе с ребенком и оказывает поддержку.
Проблемы, не входящие в профессиональную компетенцию психолога, решаются посредством переадресации запроса на работу с ребенком и его семьей другим специалистам определенного профиля (логопеду, врачу, социальным службам и т.п.)
Родители, дети которых проходят психологическое тестирование, часто волнуются, что результаты станут известны другим людям. Знайте, одна из этических профессиональных норм психологов – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в устной (или письменной) форме при индивидуальной беседе.
Поступая в ДОУ родители (законные представители) подписывают СОГЛАСИЕ на психологическое сопровождение ребенка. Родители имеют право отказаться от психологического сопровождения ребенка в детском саду. В этом случае работа с ребенком возможна только после личного обращения родителя к психологу или заведующей ДОУ, оформив новый документ на психологическое сопровождение.
Цель работы психолога в ДОУ – создание условий, необходимых для сохранения и укрепления психологического здоровья детей, их гармоничного развития в условиях ДОУ, а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях.
Задачи
- Выявление причин нарушений эмоционально — личностного и познавательного развития детей посредством диагностического обследования.
- Преодоление нарушений в развитии ребенка, разработка и реализация групповых и индивидуальных коррекционно – развивающих программ.
- Прогноз опасных последствий той или иной сложной ситуации, если она не будет грамотно педагогически и психологически проработана.
- Психологическое сопровождение детей в период адаптации к ДОУ и попавших в трудные жизненные ситуации.
- Психологическое сопровождение детей подготовительных групп, подготовка к школе, отслеживание динамики развития.
- Содействие развитию личности детей в процессе их воспитания, обучения и социализации.
- Оказание консультативной помощи родителям и педагогам.
- Повышение психолого – педагогической культуры и компетенции взрослых, участвующих в воспитании ребенка.
Деятельность психолога ДОУ направлена на всех участников воспитательно — образовательного процесса:
1. Оказание психологической помощи детям:
- Психологическая диагностика
- Коррекционно – развивающая работа
- Психологическое сопровождение ребенка
2. Сотрудничество с родителями в решении психологических проблем детей:
- Консультирование по проблемам развития
- Информирование по итогам психологической диагностики и коррекционно – развивающей работы
- Психологическое просвещение по вопросам воспитания и развития детей
3. Сотрудничество с педагогами и другими специалистами в решении психологических проблем воспитанников:
- Консультирование и информирование педагогов по психологическим вопросам воспитания и развития;
- Психологическое просвещение
- Взаимодействие с другими специалистами
4. Консультирование администрации по результатам анализа данных психологического скрининга и другим вопросам
Что делает психолог?
I младшая группа
(2 — 3 года)
Сопровождение процесса адаптации, наблюдения за психоэмоциональным состоянием ребенка ведение листа адаптации совместно с воспитателем группы и медсестрой игры с детьми, беседы, упражнения для снятия психоэмоционального напряжения консультации с родителями по вопросам адаптации ребенка консультации с педагогами группы по нормализации адаптационного периода.
II младшая группа
(3 — 4 года)
Индивидуальная диагностика уровня развития ребенка (по наблюдениям, запросу педагогов и родителей). Проводится с целью раннего выявления отклонений в развитии индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики, рекомендации по развитию ребенка.
Консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком.Средняя группа
(4 — 5 лет)
Индивидуальная диагностика ребенка по запросу педагогов или родителей.
Индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики.
Консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком
Индивидуальная диагностика уровня развития ребенка по запросу логопеда для ПМПКСтаршая группа
(5 — 6 лет)
Индивидуальная диагностика ребенка по запросу педагогов или родителей.
Индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики.
Развивающие занятия с детьми по подготовке к школеСтаршая группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР
(5 — 6 лет)
Индивидуальная диагностика уровня развития ребенка.
Индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики.
Консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком
Коррекционно-развивающие занятия с детьми (индивидуально или в малых группа по 5-6 детей)Подготовительная группа
(6 — 7 лет)
Групповая диагностика уровня развития предпосылок к учебной деятельности
Индивидуальная углубленная диагностика уровня развития ребенка (в случае, если ребенок в Групповом режиме показал недостаточные результаты).
Индивидуальные консультации с родителями по итогам диагностики.
Консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком
Развивающие занятия с детьми по подготовке к школе
Итоговая диагностика готовности к школе детейПодготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР
(6 — 7 лет)
Групповая диагностика уровня развития предпосылок к учебной деятельности
Индивидуальная углубленная диагностика уровня развития ребенка.
Индивидуальные консультации с родителями по итогам диагностики.
Консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком
Коррекционно-развивающие занятия с детьми по подготовке к школе (индивидуально или в малых группах по 3 — 4 ребенка)
Итоговая диагностика готовности к школе детей
Деятельность психолога ДОУ осуществляется в следующих направлениях:
- Психологическая диагностика
- Коррекционно– развивающая работа
- Психологическое просвещение и профилактика
- Консультирование