Социально-комуникативное развитие «Моя семья». Провела: социальный педагог Ю.А. Ястребова

Цель: Формировать представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся. Закрепить понятие как появилась семья, из кого она состоит.

Задачи:

  • Расширять представления детей о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, пополнять знания о родных людях, привить любовь и уважение к ним;
  • Развивать внимание, память, мышление, моторику рук;
  • Развивать эмоциональную отзывчивость, творческую самостоятельность.
  • Воспитывать любовь и уважение к своей семье, желание заботиться о близких людях, развивать чувство гордости за свою семью, воспитывать уважение к старшему поколению.

Словарная работа:

Семья – семейное древо, генеалогическое древо, родовое, родственники, родословная.

Демонстрационный материал:

Письмо из сказочного леса, Плакат с генеалогическим деревом, макеты деревьев.

Раздаточный материал:

Конверты с фотографиями семьи воспитанника, макеты деревьев, клей, клеенка, салфетки.

Предварительная работа:

Фото-выставка «Я и моя семья»; беседа по фотографиям; составление рассказа о себе и своей семье; разучивание стихотворения «Дружная семья»; знакомство и разучивание пословиц о семье; сюжетно-ролевые игры «семья»; подготовка плоскостных изображений деревьев и фотографий членов семьи; чтение художественной литературы Л. Квитко «Бабушкины руки».

Методы и приемы:

Словесные: игровой заинтересовывающий момент, диалог с детьми, объяснения выполнения работы.

Наглядные: рассматривание родового древа, фотографий семьи.

Игровые: физкультурная пауза.

Практические: выполнение работы детьми.

Ход занятия:

Звучит фонограмма песни «От улыбки»

Дети зашли и встали полукругом.

— Здравствуйте ребята. К нам в группу пришло письмо из сказочного леса. Нас приглашают посетить чудесный, необычный лес. Хотите побывать там?

Прогулка в лес.

Мы с вами отправимся в сказочный лес на поезде. Встали паровозиком и дружно припевая, поехали:

— Вот поезд наш едет, колеса стучат

-А в поезде нашем ребята сидят

— Ребята сидят, в окошки глядят

— И сказочный лес увидеть хотят.

(остановились)

— Ребята вот мы и приехали.

В сказочном лесу:

— Ребята: посмотрите, куда мы с вами попали. Это сказочный лес. Посмотрите, какие деревья. Да на них вместо плодов фотографии людей. Только в сказочном лесу растут такие деревья! Это генеалогические или фамильные деревья, которые помогают нам проследить историю родственных отношений в семье.  Рассматриваем макет дерева с фотографиями.

Загадки:

Я приготовила для вас загадки о семье. Отгадайте их, кто самый внимательный.

1.     «Излучает она свет, от улыбки ямочка.

Никого дороже нет, чем родная» (мамочка)

2.     «Угадай — ка,  кто же это? Пейджер, трубка, галстук, шляпа.

Жду друзья, от вас ответа. Молодцы! Конечно …» (папа)

3.     Все хозяйство: лебеда, да хохлатка Рябушка,

Но яичницей всегда нас накормит…» (бабушка)

4.     «Мочит в теплом молоке он кусочек хлебушка

Ходит с палочкой в руке наш любимый…» (дедушка)

5.     «Должен вам признаться, я: есть приятель у меня,

Но надежный во сто крат. Мой защитник, старший…»(брат)

6.     «Надарила безделушек – семь матрешек и бобренка.

Но дороже всех игрушек для меня, моя …» (сестра)

7.     « В этом слове семь букв «Я», отгадайте-ка, друзья!» (семья)

 

Вопросы:

-Кто входит в состав вашей семьи?

— Кто является главой в твоей семье?

— Дружная ли у вас семья?

Ребята, родственники, семья – это самое дорогое, что есть у человека, все члены семьи – очень близкие друг другу люди. Семьи бывают маленькие и большие, но главное не количество, а то, как люди относятся друг к другу. В счастливых семьях все родственники любят друг друга, уважают и помогают в трудную минуту и в обычных делах.

 

«Физкультминутка» «Семейная зарядка»

Встаньте в круг и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает

Папа бодро приседает

Повороты вправо-влево

Делает мой брат Сева.

А я сам бегу трусцой

И качаю головой.

— Ребята  я хочу показать вам дерево своей семьи.

 

Рассматриваем.

Я предлагаю вам сделать свое генеалогическое дерево.. ребята у вас на столах лежит макет обычного дерева. Он очень хрупкий. Давайте сделаем из него родовое древо. В  конвертах у каждого ребенка, фотографии семьи, пожалуйста, оформите дерево своей семьи.

 

Выполнение работы:

Выставка родовых деревьев.

— А теперь, у кого готово дерево, несите его на нашу полянку, чтобы каждый смог полюбоваться вашей семьей.

 

 Стихотворение:

Родовое дерево сделали мы с вами

А на этом дереве всю семью собрали

Дедушки и бабушки – это корни наши

Веточки – родители – а мы с вами листочки!

— Ребята скажите, какие ваши дедушки и бабушки?

(заботливые, мудрые, старенькие, добрые, умные)

— А какие у вас мамы и папы?

(ласковые, заботливые, трудолюбивые, добрые, веселые)

 

Итог:

— Ребята, что такое семья? (семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге).

— Для чего нужна человеку семья? (чтобы помогать друг другу, заботиться, оказывать внимание, растить и воспитывать детей, заботиться о стариках)

— О чем самом главном мы сегодня говорили. ( Мы сегодня говорили – о СЕМЬЕ).

— Что нового узнали? (узнали о своем генеалогическом древе)

— Расскажите, что вам больше всего понравилось и запомнилось?

— Кто, по вашему мнению, работал на занятии лучше всех?

— Я думаю, что вы все постарались!

— Молодцы! Ребята вы все поработали отлично!

— И …Помните! Семьёй

Нужно дорожить

Без семьи надежной

Людям не прожить!