Цель: Формировать представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся. Закрепить понятие как появилась семья, из кого она состоит.
Задачи:
- Расширять представления детей о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, пополнять знания о родных людях, привить любовь и уважение к ним;
- Развивать внимание, память, мышление, моторику рук;
- Развивать эмоциональную отзывчивость, творческую самостоятельность.
- Воспитывать любовь и уважение к своей семье, желание заботиться о близких людях, развивать чувство гордости за свою семью, воспитывать уважение к старшему поколению.
Словарная работа:
Семья – семейное древо, генеалогическое древо, родовое, родственники, родословная.
Демонстрационный материал:
Письмо из сказочного леса, Плакат с генеалогическим деревом, макеты деревьев.
Раздаточный материал:
Конверты с фотографиями семьи воспитанника, макеты деревьев, клей, клеенка, салфетки.
Предварительная работа:
Фото-выставка «Я и моя семья»; беседа по фотографиям; составление рассказа о себе и своей семье; разучивание стихотворения «Дружная семья»; знакомство и разучивание пословиц о семье; сюжетно-ролевые игры «семья»; подготовка плоскостных изображений деревьев и фотографий членов семьи; чтение художественной литературы Л. Квитко «Бабушкины руки».
Методы и приемы:
Словесные: игровой заинтересовывающий момент, диалог с детьми, объяснения выполнения работы.
Наглядные: рассматривание родового древа, фотографий семьи.
Игровые: физкультурная пауза.
Практические: выполнение работы детьми.
Ход занятия:
Звучит фонограмма песни «От улыбки»
Дети зашли и встали полукругом.
— Здравствуйте ребята. К нам в группу пришло письмо из сказочного леса. Нас приглашают посетить чудесный, необычный лес. Хотите побывать там?
Прогулка в лес.
Мы с вами отправимся в сказочный лес на поезде. Встали паровозиком и дружно припевая, поехали:
— Вот поезд наш едет, колеса стучат
-А в поезде нашем ребята сидят
— Ребята сидят, в окошки глядят
— И сказочный лес увидеть хотят.
(остановились)
— Ребята вот мы и приехали.
В сказочном лесу:
— Ребята: посмотрите, куда мы с вами попали. Это сказочный лес. Посмотрите, какие деревья. Да на них вместо плодов фотографии людей. Только в сказочном лесу растут такие деревья! Это генеалогические или фамильные деревья, которые помогают нам проследить историю родственных отношений в семье. Рассматриваем макет дерева с фотографиями.
Загадки:
Я приготовила для вас загадки о семье. Отгадайте их, кто самый внимательный.
1. «Излучает она свет, от улыбки ямочка.
Никого дороже нет, чем родная» (мамочка)
2. «Угадай — ка, кто же это? Пейджер, трубка, галстук, шляпа.
Жду друзья, от вас ответа. Молодцы! Конечно …» (папа)
3. Все хозяйство: лебеда, да хохлатка Рябушка,
Но яичницей всегда нас накормит…» (бабушка)
4. «Мочит в теплом молоке он кусочек хлебушка
Ходит с палочкой в руке наш любимый…» (дедушка)
5. «Должен вам признаться, я: есть приятель у меня,
Но надежный во сто крат. Мой защитник, старший…»(брат)
6. «Надарила безделушек – семь матрешек и бобренка.
Но дороже всех игрушек для меня, моя …» (сестра)
7. « В этом слове семь букв «Я», отгадайте-ка, друзья!» (семья)
Вопросы:
-Кто входит в состав вашей семьи?
— Кто является главой в твоей семье?
— Дружная ли у вас семья?
Ребята, родственники, семья – это самое дорогое, что есть у человека, все члены семьи – очень близкие друг другу люди. Семьи бывают маленькие и большие, но главное не количество, а то, как люди относятся друг к другу. В счастливых семьях все родственники любят друг друга, уважают и помогают в трудную минуту и в обычных делах.
«Физкультминутка» «Семейная зарядка»
Встаньте в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает
Папа бодро приседает
Повороты вправо-влево
Делает мой брат Сева.
А я сам бегу трусцой
И качаю головой.
— Ребята я хочу показать вам дерево своей семьи.
Рассматриваем.
Я предлагаю вам сделать свое генеалогическое дерево.. ребята у вас на столах лежит макет обычного дерева. Он очень хрупкий. Давайте сделаем из него родовое древо. В конвертах у каждого ребенка, фотографии семьи, пожалуйста, оформите дерево своей семьи.
Выполнение работы:
Выставка родовых деревьев.
— А теперь, у кого готово дерево, несите его на нашу полянку, чтобы каждый смог полюбоваться вашей семьей.
Стихотворение:
Родовое дерево сделали мы с вами
А на этом дереве всю семью собрали
Дедушки и бабушки – это корни наши
Веточки – родители – а мы с вами листочки!
— Ребята скажите, какие ваши дедушки и бабушки?
(заботливые, мудрые, старенькие, добрые, умные)
— А какие у вас мамы и папы?
(ласковые, заботливые, трудолюбивые, добрые, веселые)
Итог:
— Ребята, что такое семья? (семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге).
— Для чего нужна человеку семья? (чтобы помогать друг другу, заботиться, оказывать внимание, растить и воспитывать детей, заботиться о стариках)
— О чем самом главном мы сегодня говорили. ( Мы сегодня говорили – о СЕМЬЕ).
— Что нового узнали? (узнали о своем генеалогическом древе)
— Расскажите, что вам больше всего понравилось и запомнилось?
— Кто, по вашему мнению, работал на занятии лучше всех?
— Я думаю, что вы все постарались!
— Молодцы! Ребята вы все поработали отлично!
— И …Помните! Семьёй
Нужно дорожить
Без семьи надежной
Людям не прожить!