Конспект занятия по речевому развитию.
Составление описательного рассказа на тему: «Насекомые»
Цель: развитие связной речи детей посредством составления описательного рассказа по алгоритму.
Задачи:
- Образовательные: активизировать словарь по теме «насекомые»; совершенствование навыка рассматривание картины; научить составлять описательный рассказ; формирование целостного представления об изображенном на ней.
- Развивающие: развивать зрительное восприятие и мышление; развивать связную речь.
- Воспитательные: формировать положительную мотивацию на занятии; воспитывать умение контролировать собственную речь.
Оборудование и раздаточный материал: предметные картинки насекомых, сюжетная картина на тему «Насекомые», мнемотаблица.
Предварительная работа:
Рассматривание картинок, игрушек, детских журналов, энциклопедий; чтение сказок «Лесные хоромы» С. Михалков, «Как муравьишка домой спешил» В. Бианки, «Счастливый жучок» Г. Скребицкий; просмотр мультфильмов; аппликация «Бабочка»; лепка декоративных пластин с изображением насекомых; дидактические игры «Лото», разрезные картинки.
Ход занятия:
- Организационная часть.
Ребята, я приглашаю вас встать в круг.
Придумано кем–то просто и мудро.
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро улыбчивым лицам!
Давайте улыбнёмся, гостям, выпускникам и выпускницам!
Воспитатель: Ребята, а вы умеете отгадывать загадки? Я приготовила для вас необычную загадку – звуковую. (аудиозапись). Как вы думаете, кто это? (Пчела).
А теперь попробуйте отгадать обычные загадки.
(При отгадывании, воспитатель выставляет карточку на мольберт)
Самого не видно, а песню слышно;
Летит, пищит, случай не упустит:
Сядет и укусит.
Ответ: Комар
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
Ответ: Жук
На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион.
Ответ: Муравьи
Кто над нами вверх ногами
Ходит — не страшится,
Упасть не боится,
целый день летает,
Всем надоедает?
Ответ: Муха
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет.
Ответ: Бабочка
Домовитая хозяйка
Пролетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком —
Он поделится медком.
Ответ: Пчела
На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.
Ответ: Кузнечик
Воспитатель. Быстро вы справились с моими загадками. Ну, а вы уже догадались, о ком мы будем сегодня говорить?
Дети: О насекомых.
Воспитатель: Молодцы. Сейчас проверим какие вы внимательные.
Воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово:
1) бабочка, стрекоза, енот, пчела;
2) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
3) пчела, стрекоза, енот, оса;
4) кузнечик, божья коровка, воробей, комар;
5) мышь, муха, пчела, майский жук;
6) стрекоза, кузнечик, крот, божья коровка;
7) лягушка, комар, жук, бабочка;
8) стрекоза, мотылек, шмель, воробей.
Воспитатель. Всё верно! Ребята, насекомые – это животные, у которых шесть лапок, а тело состоит из трёх частей: головы, груди и брюшка.
А кто из насекомых летает? (Бабочка, пчела, майский жук, божья коровка, стрекоза.)
Кто из насекомых ползает? (Гусеница, жук, муравей.)
Дима, а кто из насекомых прыгает? (Кузнечик.)
Кто из насекомых жалится? (Оса, пчела, шмель.)
Кто из насекомых кусается? (Муравей, комар, муха, блоха, клоп.)
Кто из насекомых не кусается и не жалится? (Божья коровка, кузнечик, бабочка.)
Чем питаются насекомые? (Травой, листьями, пыльцой, ягодами, другими насекомыми.)
- Основная часть
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам предлагаю пройти к доске и сесть на стулья, там я предложу ещё одно сложное, но очень интересное задание.
Дети садятся на стулья.
Воспитатель: Посмотрите, на картину. Что на ней изображено? Только отвечайте громко, чтобы ваши ответы все слышали. (Выслушать 8-9 ответов)
Дети: Мальчик сидит на берегу и играет с жуком. (Предложить детям дать ему имя)
Бабочки порхают над цветами.
Стрекозы летают над водой.
Насекомые радуются теплому деньку.
Воспитатель: Ребята, а вы заметили, что на нашей картине присутствуют не только насекомые? Назовите тех, кто не относится к насекомым?
Дети: Паук, человек, утка, червяк, улитка.
Воспитатель: Дети, а какое время года изображено на картине?
Дети: Лето.
Воспитатель: Какие признаки лета вы видите на картине? Только отвечайте полными предложениями. Спросить (7-8 детей)
Дети: На улице жарко.
На лугу летают насекомые.
Муравьи строят муравейник.
Пчёлы собирают мёд.
Воспитатель хвалит ответы детей и приглашает их на физминутку.
Физминутка.
Мы нашли себе жука
На большой ромашке.
Не хотим держать в руках,
Пусть лежит в кармашке.
Ой, упал, упал наш жук,
Усы испачкал пылью.
Улетел наш майский жук,
Зажужжали крылья.
Дети возвращаются на стулья.
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам составить рассказ по картине. Давайте придумаем ей название.
Дети: Однажды летом. Летняя прогулка. Мир насекомых.
Воспитатель: Вы знаете, сначала я составлю свой рассказ по картине. А в помощь я приготовила мнемотаблицу. Посмотрите, она разделена на прямоугольники (окошки, ячейки, части). В каждом прямоугольнике изображены схематически предметы, действия…
Воспитатель: Я сейчас составлю рассказ, а вы следите за подсказками.
«У реки»
Однажды в тёплый солнечный денёк Ваня пошёл на речку.
Как много интересного он увидел на берегу.
Там летали и бабочки, и пчёлы, и стрекозы.
Ползали улитки, божьи коровки и муравьи.
В камышах притаилась утка, которая высиживала яйца.
Неподалёку паук плёл свою паутину.
Ване удалось рассмотреть поближе майского жука.
Воспитатель проводит разбор мнемотаблицы (что обозначает каждый символ/рисунок)
(1,5 – 2 минуты)
Воспитатель: Ребята даю вам минуту для составления своего рассказа.
После этого, дети составляют рассказы по очереди.
- Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, чему мы сегодня научились?
Дети: Научились составлять рассказ по картине.
Воспитатель: Скажите, что вам помогало составлять рассказ?
Дети: Мнемотаблица.
Воспитатель: На какую тему мы составляли рассказ?
Дети: Насекомые.
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось?
Дети: ответы детей.