Конспект занятия по речевому развитию. Составление рассказа по картине на тему : «Насекомые» в подготовительной группе. Подготовила и провела: воспитатель Чебыкина Анастасия Анатольевна

Конспект занятия по речевому развитию.

 Составление описательного рассказа на тему: «Насекомые»

Цель: развитие связной речи детей посредством составления описательного рассказа по алгоритму.

Задачи:

  1. Образовательные: активизировать словарь по теме «насекомые»; совершенствование навыка рассматривание картины; научить составлять описательный рассказ; формирование целостного представления об изображенном на ней.
  2. Развивающие: развивать зрительное восприятие и мышление; развивать связную речь.
  3. Воспитательные: формировать положительную мотивацию на занятии; воспитывать умение контролировать собственную речь.

Оборудование и раздаточный материал: предметные картинки насекомых, сюжетная картина на тему «Насекомые», мнемотаблица.

Предварительная работа:

Рассматривание картинок, игрушек, детских журналов, энциклопедий; чтение сказок «Лесные хоромы» С. Михалков, «Как муравьишка домой спешил» В. Бианки, «Счастливый жучок» Г. Скребицкий; просмотр мультфильмов; аппликация «Бабочка»; лепка декоративных пластин с изображением насекомых; дидактические игры «Лото», разрезные картинки.

Ход занятия:

  1. Организационная часть.

 Ребята, я приглашаю вас встать в круг.

Придумано кем–то просто и мудро.

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро улыбчивым лицам!

Давайте улыбнёмся, гостям, выпускникам и выпускницам!

Воспитатель: Ребята, а вы умеете отгадывать загадки? Я приготовила для вас необычную загадку – звуковую. (аудиозапись). Как вы думаете, кто это? (Пчела).

А теперь попробуйте отгадать обычные загадки.

(При отгадывании, воспитатель выставляет карточку на мольберт)

     Самого не видно, а песню слышно;

Летит, пищит, случай не упустит:

Сядет и укусит.

Ответ: Комар

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.

Ответ: Жук

На поляне возле ёлок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нём миллион.

Ответ: Муравьи

Кто над нами вверх ногами

Ходит — не страшится,

Упасть не боится,

целый день летает,

Всем надоедает?

Ответ: Муха

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет.

Ответ: Бабочка

Домовитая хозяйка

Пролетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком —

Он поделится медком.

Ответ: Пчела

На лугу живёт скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь.

Ответ: Кузнечик

Воспитатель. Быстро вы справились с моими загадками. Ну, а вы уже догадались, о ком мы будем сегодня говорить?

Дети: О насекомых.

Воспитатель: Молодцы. Сейчас проверим какие вы внимательные.

Воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово:

1) бабочка, стрекоза, енот, пчела;

2) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

3) пчела, стрекоза, енот, оса;

4) кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

5) мышь, муха, пчела, майский жук;

6) стрекоза, кузнечик, крот, божья коровка;

7) лягушка, комар, жук, бабочка;

8) стрекоза, мотылек, шмель, воробей.

Воспитатель. Всё верно! Ребята, насекомые – это животные, у которых шесть лапок, а тело состоит из трёх частей: головы, груди и брюшка.

А кто из насекомых летает? (Бабочка, пчела, майский жук, божья коровка, стрекоза.)

Кто из насекомых ползает? (Гусеница, жук, муравей.)

Дима, а кто из насекомых прыгает? (Кузнечик.)

Кто из насекомых жалится? (Оса, пчела, шмель.)

Кто из насекомых кусается? (Муравей, комар, муха, блоха, клоп.)

Кто из насекомых не кусается и не жалится? (Божья коровка, кузнечик, бабочка.)

Чем питаются насекомые? (Травой, листьями, пыльцой, ягодами, другими насекомыми.)

  1. Основная часть

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам предлагаю пройти к доске и сесть на стулья, там я предложу ещё одно сложное, но очень интересное задание.

Дети садятся на стулья.

Воспитатель: Посмотрите, на картину. Что на ней изображено? Только отвечайте громко, чтобы ваши ответы все слышали. (Выслушать 8-9 ответов)

Дети: Мальчик сидит на берегу и играет с жуком. (Предложить детям дать ему имя)

Бабочки порхают над цветами.

Стрекозы летают над водой.

Насекомые радуются теплому деньку.

Воспитатель: Ребята, а вы заметили, что на нашей картине присутствуют не только насекомые? Назовите тех, кто не относится к насекомым?

Дети: Паук, человек, утка, червяк, улитка.

Воспитатель: Дети, а какое время года изображено на картине?

Дети: Лето.

Воспитатель: Какие признаки лета вы видите на картине? Только отвечайте полными предложениями. Спросить (7-8 детей)

Дети: На улице жарко.

На лугу летают насекомые.

Муравьи строят муравейник.

Пчёлы собирают мёд.

Воспитатель хвалит ответы детей и приглашает их на физминутку.

Физминутка.

Мы нашли  себе жука

На большой ромашке.

Не хотим держать  в руках,

Пусть лежит в кармашке.

Ой, упал, упал наш жук,

     Усы испачкал пылью.

     Улетел наш майский жук,

     Зажужжали крылья.

Дети возвращаются на стулья.

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам составить рассказ по картине. Давайте придумаем ей название.

Дети: Однажды летом.  Летняя прогулка. Мир насекомых.

Воспитатель: Вы знаете, сначала я составлю свой рассказ по картине. А в помощь я приготовила мнемотаблицу. Посмотрите, она разделена на прямоугольники (окошки, ячейки, части). В каждом прямоугольнике изображены схематически предметы, действия…

Воспитатель: Я сейчас составлю рассказ, а вы следите за подсказками.

«У реки»

Однажды в тёплый солнечный денёк Ваня пошёл на речку.

Как много интересного он увидел на берегу.

Там летали и бабочки, и пчёлы, и стрекозы.

Ползали улитки, божьи коровки и муравьи.

В камышах притаилась утка, которая высиживала яйца.

Неподалёку паук плёл свою паутину.

Ване удалось рассмотреть поближе майского жука.

Воспитатель проводит разбор мнемотаблицы (что обозначает каждый символ/рисунок)

(1,5 – 2 минуты)

Воспитатель: Ребята даю вам минуту для составления своего рассказа.

После этого, дети составляют рассказы по очереди.

  1. Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, чему мы сегодня научились?

Дети: Научились составлять рассказ по картине.

Воспитатель: Скажите, что вам помогало составлять рассказ?

Дети: Мнемотаблица.

Воспитатель: На какую тему мы составляли рассказ?

Дети: Насекомые.

Воспитатель: Что вам больше всего понравилось?

Дети: ответы детей.

previous arrow
next arrow
previous arrownext arrow
Slider