Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности.
Задачи:
- познакомить детей со свойствами сахара (цвет, запах, вкус, растворяемость, при нагревании переходит из твердого состояния в жидкое и наоборот).
- Упражнять детей в элементарном экспериментировании.
- Расширять знания детей о выращивании и переработке сахарной свёклы.
- Развивать активность мышления: умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
- Воспитывать любознательность, интерес к познавательной деятельности.
Оборудование: у детей на столах стакан с водой, ложка, тарелки для сахара, сахар-песок (белый, с коричневым оттенком), лупа, микроскоп, мешочки с сахаром.
У воспитателя на столе: спиртовка, спички, поднос для спиртовки, сахар, половник, деревянная палочка, мультимедийная установка.
Предварительная работа: повторение правил поведения в лаборатории. знакомство с оборудованием в лаборатории, загадывание загадок о разных веществах, сбор информации о пользе и вреда некоторых продуктов питания.
Словарная работа: лаборатория, микроскоп, патока, сахарная свёкла, сахарный тростник, кристалл, сахарный песок, спиртовка, половник.
НОД
Воспитатель приглашает детей в круг.
— Ребята, с чего начинается хорошее настроение? (С улыбки, с добрых дел, с прекрасных сюрпризов.)
Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Мы готовы поиграть –
Много нового узнать.
Ребята, я получила посылку от фиксиков, они находятся на неизвестной планете и нашли там вещество, которое им неизвестно. Они просят вас о помощи.
— Смотрите, вот эти мешочки (дети берут по одному мешочку).
— Как вы думаете, что там может быть? (волшебная пыль, камешки, гречка, горох, ракушки)
— Загадка поможет вам отгадать.
Я бел, как снег
В чести у всех,
И нравлюсь вам
Во вред зубам.
— Давайте откроем мешочек и посмотрим, что же там. (Там находится сахар)
— Правильно, это всем известный сахар. Кто-нибудь из вас знает, из чего получают настоящий сахар? (Предположения детей).
— Дети, я предлагаю посмотреть, как получают сахар из сахарной свёклы и тростника (презентация).
— Сахар получают из сахарной свёклы. Но чтобы получить сахарную свёклу, нужно ее семена посадить в землю (слайд 1).
Затем появятся всходы (слайд 2), которые нужно пропалывать от сорняков. Во время роста сахарную свеклу нужно поливать (слайд 3), удобрять.
В течение лета свекла растет, набирая массу и сахаристость. И только к середине осени, когда она становится особенно сладкая, приступают к уборке.
Убирают свеклу специальные свеклоуборочные комбайны (слайд 4). Они сразу же очищают клубни от листьев.
Клубни ссыпают в грузовые машины, которые везут ее на сахарные заводы (слайд 5).
На заводе ее моют, режут на мелкие кусочки. Стружку опускают в котлы с водой и варят. Вначале получается патока – сладкая жидкость (слайд 6).
А потом ее нагревают, вода испаряется, и остаются кристаллы сахара. Этот сахар отбеливают, и получается настоящий сахар, который мы видим у себя на столе (слайд 7).
По ленте сахар поступает в упаковочный цех. В упаковочном цеху сахар фасуется по мешкам и поступает на склад хранения. По заявкам потребителя сахар везут в магазины, пекарни, кондитерские фабрики (слайд 8).
— Теперь вы знаете, сколько людей участвует в производстве сахара, сколько труда вложено, чтобы мы могли полакомиться сладким?
Гимнастика для глаз
— Итак, содержимое посылки мы рассмотрели. Теперь я предлагаю провести эксперименты и узнать свойства сахара. Скажите, вы хотите стать исследователями? Тогда я приглашаю вас в лабораторию.
– Для чего нужна лаборатория? (лаборатория нужна, чтобы проводить опыты, исследования, открывать что-то новое).
— Все верно, и мы с вами уже были в роли ученых не единожды. Но прежде чем начать исследования, давайте вспомним правила поведения в лаборатории: (Смайлики)
— без разрешения ничего не трогать;
— слушать очень внимательно и выполнять то, что говорят;
– Займите места за столами.
— Сегодня мы исследуем некоторые свойства хорошо знакомого вам сахара. Посмотрите на свои лабораторные столы, они полностью готовы к работе.
Опыт№1
— У вас 2 мешочка, откройте их и пересыпьте содержимое каждого мешочка в отдельную тарелку.
— Посмотрите, что вы пересыпали? (мы пересыпали сахар)
— Возьмите лупу, рассмотрите сахар.
— Чем сахар отличается друг от друга? (Сахар отличается цветом)
— Из чего произведен белый сахар? (Из сахарной свёклы)
— Из чего произведен коричневый сахар? (Из сахарного тростника)
— Понюхайте, имеет ли сахар запах? (Сахар не имеет запаха)
— Попробуйте белый сахар, какой он на вкус? (Он сладкий)
— попробуйте коричневый сахар, какой он на вкус? (Он тоже сладкий)
— какой по вашему мнению сахар слаще? (Слаще белый сахар)
— Рассмотрите белый сахар через микроскоп, что вы еще увидели, какой сахар? (Он похож на цветные кристаллы. Имеет черный ободок. Внутри кристаллов пузырьки)
— Пузырьки внутри кристаллов, это воздух, который остался при выпаривании сладкой патоки.
— Рассмотрите через микроскоп коричневый сахар, что увидели? (Он похож на кристаллы коричневого цвета. Тоже имеет пузырьки воздуха)
Опыт №2
Ребята, перед вами стоят пустые тарелки, пересыпьте в них немного сахара. Легко ли сахар пересыпается? Что можно сказать, какой он?
Ответы детей: (он сыпется легко). О каком свойстве нам это говорит?
Ответы детей: (сахар сыпучий как песок) Правильно: он сыпучий. Недаром так и говорят сахарный песок.
Опыт №3
— Дети, как вы думаете, что произойдет с сахаром, если его положить в воду?
— Давайте попробуем. Ответы детей: не растворяется.
— А если размешать (Сахар растворился).
— Прежде чем мы продолжим опыты с сахаром, давайте поиграем в игру «Сладкое — не сладкое».
Игра на внимание. (физминутка)
— Если вы услышите название блюда, в которое добавляют сахар — хлопайте в ладоши. Не добавляют – топайте.
(Варенье, чай, борщ, компот, кисель, вареная картошка, мармелад, шоколад, жареная рыба, винегрет, уха, сок)
-Возвращайтесь на свои рабочие места.
Опыт № 4 (проводит воспитатель)
— Сегодня мы с вами сахар рассматривали, пересыпали, растворяли, но не нагревали. Как вы думаете, что произойдет с сахаром, если его нагреть?
— Чтобы проверить, я возьму спиртовку, насыплю в половник немного сахара и буду его нагревать.
— Что произошло с сахаром? (Сахар становится жидким)
— Какой вывод можно сделать?
Ответы детей: при нагревании сахар становится жидким.
-Сейчас я уберу половник на подставку и воткну в жидкость деревянную палочку, посмотрим потом, что произойдёт?
— Ребята, вам нравится быть исследователями?
— Какие свойства сахара вы запомнили?
— Как вы думаете? Пользу или вред приносит сахар? (показ картинок)
Минусы сахара:
- Сахар вреден для зубов.
- Сахар в больших количествах вреден для фигуры и здоровья.
- С избыточным потреблением сахара у детей появляется аллергия.
Плюсы сахара:
- Сахар делает нас счастливыми.
- Сахар дает нам энергию.
- Улучшает память.
— Какой же мы можем сделать вывод? (ответы детей)
Выводы: мы пришли к выводу, что сахар – продукт неоднозначный. С одной стороны, он необходим нашему организму, но, с другой стороны, избыток сахара приводит к различным нарушениям и болезням. Здесь поможет золотое правило, — во всём надо знать меру. Умеренное поедание сладостей сохранит ваше здоровье и поднимет настроение.
Рефлексия:
Почему о сахаре так говорят? «В поле родился, в котле варился, в воде растворился»
— Воспитатель: ребята, скажите где мы сегодня побывали? Кому вы сегодня помогали? (Мы помогали фиксикам)
-Мы можем теперь ответить фиксикам, что за вещество они нам прислали? (Они нам прислали сахар)
-Давайте посмотрим, что произошло с жидким сахаром? (стал твердым)
Сюрпризный момент. Угощение из сахара.