Цель:
- Продолжать формировать представление детей о своем теле.
- Формировать представление об органах чувств.
Задачи:
- Научить различать разные органы чувств.
- Иметь понятие, для чего органы чувств нужны человеку.
Демонстрационный материал: экран, проектор, зеркала, черные очки, бубен, сахар, апельсин, мешочек с муляжами – огурец, помидор, капуста, лук, кукуруза, морковь; рисунок с изображением лица девочки и мальчика, карандаши.
Предварительная работа: подбор слайдов про тело человека, рисунок с лицами девочки и мальчика, беседа с детьми.
Словарная работа:
Органы чувств:
- Обоняние – нос нужен, чтобы мы могли ощущать запахи (нюхать).
- Осязание – наша кожа может ощущать температуру, свойство предметов и т.д.
- Слух – уши необходимы, чтобы слышать.
- Вкус – вкусовые рецепторы на языке, что бы пробовать.
- Зрение – наши глаза, они нужны чтобы видеть.
Ход занятия:
— Здравствуйте ребята!
1. Изучение тела человека.
— Сегодня мы с вами поговорим о теле человека.
-Из чего состоит тело человека?
(Дети называют части тела и показывают на себе)
(Затем разглядываем изображение на слайде. Выясняем, все ли мы назвали)
2. Изучение головы.
— Ребята посмотрите на слайд – это наша голова.
— Давайте узнаем, что есть у нас на голове?
Присаживайтесь на стульчики, берите в руки зеркало и смотрите в него.
-Что вы в нем видите?
( Голову, свое лицо)
— Ребята, а чего у нас на голове много?
(волос)
— А, чего по два?
(уши, глаза, щеки, брови, ноздри).
-А, чего у нас по одному?
(лоб, нос, подбородок, и рот)
(Показываем все на себе, разглядываем слайд – все ли назвали)
3. Работа с рисунком:
— Давайте пройдем с вами за столы. Я раздам вам картинки с нарисованными лицами девочки и мальчика. Только у них чего-то не хватает. Кто видит, чего не хватает у девочки и мальчика?
(лица)
— Давайте возьмем карандаши и попробуем нарисовать свое лицо.
(дети рисуют)
4. Органы чувств.
— Ребята вы хотите узнать, какие 5 органов чувств есть у человека?
(хотим)
— Давайте мы с вами наденем черные очки. Надели? Что вы видите?
(темноту, ничего).
— Теперь снимите очки. Что теперь видите?
(группу, столы, окна, и т.д.)
— А чем вы видите?
(глазами)
— Глаза – это наше зрение. Мы можем видеть как в темноте, так и при свете.
-Надеваем снова очки.
(стук в бубен, или другой музыкальный инструмент)
— Ребята, а что теперь происходит?
(стучит бубен)
— А как вы узнали, что это бубен?
(услышали)
— А чем мы слышим?
(ушами)
— Уши – это орган слуха.
Дети в очках. Перед их носом проносим блюдце с нарезанным апельсином.
-Ребята, что вы сейчас чувствуйте?
(запах апельсина)
— А чем вы почувствовали запах апельсина?
(носом)
— Снимите очки и посмотрите, апельсин это или нет?
-Нос – это орган обоняния.
— Ребята снова наденьте очки и высуньте кончик языка.
(на язык сыпем сахар)
— Что вы чувствуйте?
(сладко, сахар)
— А чем вы это почувствовали?
(языком)
— Молодцы! Язычок у человека отвечает за вкус.
— Снимайте очки. У меня в руках волшебный мешочек. Хотите узнать, что в нем? (хотим) Отпускайте в него руку и на ощупь определите, что там лежит.
(Дети по очереди отпускают в мешочек руку и угадывают на ощупь муляжи овощей – помидор, огурец, капуста, морковь, лук, кукуруза)
— Ребята. А как вы узнали, что лежит в мешочке?
(почувствовали)
— Молодцы! Этот орган чувств называется – осязание.
— С помощью органов чувств мы получаем разнообразную информацию об окружающем нас мире.
— Сколько чувств у человека мы сегодня узнали?
(пять)
— Давайте повторим, как называются органы чувств:
Уши – орган слуха.
Глаза – орган зрения.
Нос – орган обоняния.
Язык – орган вкуса.
Кожа – орган осязания.
5.Работа с рисунком:
— Давайте пройдем с вами за столы. Я раздам вам картинки с нарисованными лицами девочки и мальчика. Только у них чего-то не хватает. Кто видит, чего не хватает у детей?
(лица)
— Давайте возьмем карандаши и попробуем нарисовать свое лицо.
(дети рисуют)
6. Обсуждение:
Обсуждение с детьми. Что у кого получилось
7. Игра с мячом:
Кидая мяч, педагог задает детям вопросы:
1 Для чего нужен язык – чтобы пробовать на вкус.
2. Для чего нужны уши – чтобы слышать.
3 Для чего нужны глаза – чтобы видить.
4. Для чего нужен нос – чтобы нюхать.
5. Для чего нужны руки – чтобы щупать.
8. Загадки
(сопровождается наглядностью на слайдах)
1. Если б не было его, не сказал бы ничего (ЯЗЫК)
2. Два листочка, сидят на кочке, тихо слушают? (УШИ)
3. Два братца живут через дорогу, а друг друга не видят (ГЛАЗА).
4. Вот гора, а у горы, две глубокие норы. В этих норах воздух бродит. То заходит, то выходит. (НОС).
9. Итог:
– так о чем мы сегодня говорили?
— Не забывайте, чтобы нос, ушки и глаза были здоровы, за ними надо ухаживать.
(после занятия всех детей угостили вкусным апельсином).