Мастер-класс НОД «Мы патриоты своей страны» (старший возраст) Подготовила и провела: социальный педагог Ю.А. Ястребова

Программное содержание: обобщить и систематизировать знания детей о России, о родном крае, формировать уважительное отношение к государственным символам. Научить узнавать флаг России среди флагов других стран. Воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства. 

Оборудование и материалы: изображения гербов и флагов России и Камчатского края, картинки с флагами других стран, полоски разного цвета для флагов, портрет президента, картинка города Москва, глобус, запись гимна, Мольберт, Цветик — семицветик, монеты, флажок с гербом, печать, столы, скакалка, магниты, разрезные гербы. 

Ход занятия: 

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие. Путешествие не простое, а волшебное – мы будем путешествовать по России. А поможет нам в этом, волшебный цветок Цветик — семицветик.

— Давайте вспомним заветные слова и оторвем 1 лепесток.

Лети-лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли, быть по — моему вели:

 

Отрываем 1 лепесток «Наша родина – Россия»

 

— Ребята, мы с вами живем в самой большой и прекрасной стране на Земле! Вы знаете, как называется наша страна? (Ответы детей.)

— Правильно, у нашей страны красивое имя — Россия.

— А какова же наша страна? (большая, любимая, огромная, богатая, сильная)

— Россия — наша родина. Как вы понимаете, что это такое? (место, где мы родились, где живем)

— А как называются жители России? – россияне.

— Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на глобус. (показать детям Россию.) Вот как много места занимает территория России. Она рас­положена в двух частях света: в Европе и в Азии; омывается тремя океанами: Северным Ледовитым, Тихим и Атлантическим. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начи­нается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом — припекать солнышко.

 

Давайте будем двигаться дальше и скажем волшебные слова:

 

Отрываем 2 лепесток «Государственные символы»

 

— Назовите столицу России? – Москва. (показать картинку)

— Кто является президентом нашей страны? – В.В. Путин.(показать портрет)

— Какой родной язык россиян? – русский.

— Какие государственные символы России вы знаете? – герб, флаг, гимн.

Герб – это отличительный знак государства, его можно встретить на флагах, на монетах, печатях и т.д. (показать)

— Что же изображено на гербе?

А) двуглавый орел – (головы орла смотрят в разные стороны, одна на запад, другая на восток. Это символ единства нашей огромной страны.

Б) щит на груди орла – (на нем изображен святой Георгий Победоносец, он был покровителем всего русского народа)

В) в правой руке —  скипетр, а в левой – держава- это символы власти.

Флаг —  символ доблести и чести российского народа.

 — Какие цвета у Российского флага?

 з цвета — белый – означает мир, чистота; синий – означает небо, верность, правду;  красный – огонь, отвага, тепло, цвет крови,  пролитой за свободу русского народа.

— Где можно встретить флаг России?  (на государственных зданиях, на военных парадах, на кораблях, на борту российских самолетов. Во все времена отношение к своему флагу было очень уважительным. Воины, давая клятву верности Родине, целовали флаг. Рискуя своей жизнью, выносили флаг с поля боя, чтобы он не достался врагу).

Гимн – это торжественная песня России, она прославляет могущество нашей страны. Гимн исполняется в особо торжественных случаях, его надо слушать стоя, проявляя уважение.

— Я предлагаю вам встать и прослушать небольшой отрывок из гимна России.

— Какое чувство у вас вызвал гимн? – чувство гордости за нашу страну.

— Как вы думаете, имеют ли другие страны свою символику? – да.

 

Предлагаю отправиться в путешествие дальше. Говорим слова:

 

Отрываем 3 лепесток «Самый внимательный»

 

1.    Вызвать пару человек. Необходимо на картинке, среди флагов разных стран, найти флаг России.

2.    2. Вызвать вторую пару человек. Необходимо из полосок разного цвета собрать флаг нашей страны.

Подвести итог выполненных заданий.

«Флаг у нас прекрасный (поднимаем платочки вверх)

Белый, синий, красный. (дети, согласно выбранным платочкам, поднимают руки вверх)

Белый – мир и чистота, (поднимаем платочки вверх)

Синий – верность, небеса, (поднимаем платочки вверх)

Красный – мужество, отвага поднимаем платочки вверх)

Вот цвета родного флага!» (поднимаем платочки вверх)

 

Предложить детям выложить из платочков российский флаг на столах, разделив на две команды.

 

Двигаемся далее. Говорим слова:

 

Отрываем 4 лепесток «Наш дом —  Камчатка»

 

— Ребята, как вы понимаете, что такое малая родина? – место, где мы родились и живем( край, город, посёлок…)

— А где мы с вами живем? – на Камчатке.

— Я хочу рассказать вам одну легенду про Камчатку. А вы внимательно слушайте и запоминайте. Знания вам пригодятся.

— Давным – давно это было. Так давно, что никто и не помнит – когда. Летел однажды волшебник – ворон над большой водой – над морем. Летел, летел и шибко устал. А где отдохнуть? Кругом вода.

— Тогда сложил ворон крылья и упал в море. Нырнул он глубоко и вытащил со дна огромный камень. Сел на него, отдохнул, осмотрелся. А что? Большую землю – камень вытащил. Целый полуостров. Решил ворон остаться здесь навсегда.

— Стал он горы строить, обыкновенные и огнедышащие, русла для рек клювом долбить, леса насаживать, тундру разводить. Но какая страна без птиц и зверей? Напустил ворон красных рыб (чавычу, нерку, голец, кижуч) в реки. Рассадил на прибрежные скалы чаек, бакланов, кайр. А в тундру, в леса – куропаток, сорок, сов, орланов. Поселил в леса и горы зверей разных: медведей, рысей, зайцев.

— Сел на самую высокую гору, оглядел страну зверей и птиц. Кого – то не хватает. «А-а!» — догадался ворон. И поместил в тундру оленей, а в море – моржей, сивучей, морских котиков, каланов. Богатый получился край!.

Даже по форме Камчатский полуостров сравнивают с рыбой, которая «хвостом» прикреплена к материку. (показ на глобусе)

— Ребята, как же называются огнедышащие горы? – вулканы.

— А какие национальности живут на камчатке? (чукчи, ительмены, коряки, эвены, алеуты).

— А какие города есть на Камчатке? (Вилючинск, Елизово, Ключи, Петропавловск-Камчатский).

— А какой из них самый главный? – Петропавловск-Камчатский- столица нашего края.

 

Чтобы узнать, зачем же нам нужно было внимательно слушать сказку, оторвем следующий лепесток. (Говорим слова)

 

Отрываем 5 лепесток. «Рыболовы».

 

— Каким промыслом  занимаются коренные жители Камчатки? – охотятся, рыбачат.

— Предлагаю вам поиграть в игру «Рыбалка». Нам надо вспомнить, какие же рыбы водятся в реках Камчатки? (кета, чавыча, нерка, кижуч, голец)

  Игра «Рыбаки»

    Дети становятся в круг. Выбираем рыбака. Остальные будут рыбками. Рыбак вращается по кругу со скакалкой в руке. Задача рыбок не попасться на крючок. Необходимо подпрыгивать, чтобы скакалка не задела. Пойманная рыбка, называет камчатскую рыбку и становится уловом рыбака.

 

Отдохнув и поиграв, нам нужно двигаться дальше. Говорим слова:

 

Отрываем 6 лепесток «Символы Камчатки»

 

— Как вы думаете, а на Камчатке есть своя символика? (Да)

— Какая?  (герб, флаг, гимн).

 

Флаг — состоит из двух полос — верхняя полоса белая, а нижняя – голубая. Ещё, в верхнем углу мы видим три вулкана, с выходящим из каждой вершины, красным дымом. За вулканами изображено восходящее солнце. Вокруг солнца – камчатский орнамент.

 

Герб — представляет собой щит. По центру изображены три вулкана чёрным цветом, с выходящим из каждой вершины,  пламенем. За вулканами изображено восходящее солнце. Вокруг солнца — национальный орнамент, состоящий из треугольников. Нижняя часть щита голубая — это моря и океаны.

 

Гимн Камчатки – воспевает красоты и богатства Камчатского края.

 

У каждой страны и края имеется своя символика, в которой рассказана история данного народа и местности.

 

Предлагаю поделиться на две команды и попробовать собрать герб. (разрезные картинки).

1 команда – герб России.

2 команда – герб Камчатки

 

— Молодцы,  справились с заданиями.

 

У нас остался всего один лепесток. Говорим слова:

 

Отрываем 7 лепесток «Итоговый»

 

— Вот и настало время подвести итог нашего путешествия.

Вопросы для закрепления:

— Как называется наша страна? – Россия.

— Как  называются жители России? – россияне.

— Какой родной язык россиян? – русский.

— Столица России? – Москва.

— Кто является президентом России? – В.В. Путин.

— Какие мы сегодня узнали символы? – гимн, герб, флаг.

— А какая малая родина у нас? – Камчатка.

-Назовите народы, проживающие у нас на Камчатке.

-Какие звери обитают у нас в Камчатском крае.

-Чем известна Камчатка?

-Какие вулканы вы знаете?

-Какими морями омывается наш полуостров?

-Как называют людей, проживающих на Камчатке?

— Молодцы, ребята, мы сегодня хорошо потрудились. Все лепестки на Цветике — семицветике  сорваны. Путешествие окончено. Предлагаю вернуться в детский сад.