Цель: формирование у детей 4-5 лет представления об одежде, развитие связной речи.
Задачи:
- развивать все компоненты устной речи, практическое овладение нормами речи;
- формировать умение понимать проблему и решать ее, аргументировать свои ответы, используя ранее полученные знания;
- формировать умение понимать поставленную задачу;
- расширять словарный запас;
- воспитывать бережное отношение к одежде, головным уборам;
- воспитывать взаимопомощь и чувство сопереживания.
Материал: герой – кукла — человек рассеянный, стол, вешалка с разновидностями одежды, игрушечные купюры, бейджик с надписью «Продавец».
Предварительная работа: беседа на тему «Одежда», чтение произведения С.Я. Маршака «Вот какой рассеянный», сюжетно-ролевая игра «Оденем куклу на прогулку», повторение очерёдности надевания вещей, дидактическая игра «Что сначала, что потом?».
Словарная работа: осенняя, зимняя, демисезонная, верхняя, повседневная.
Ход деятельности.
Организационный момент: Дети входят в группу. Встают полукругом.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Сегодня у нас будет интересное занятие, а о чем мы будем разговаривать, вы сейчас узнаете, отгадав мою загадку.
Везде ты видишь вещи эти, ведь в них удобно и тепло,
И много их на белом свете, но их запомнить – мудрено.
Эти вещи надо знать, в них хорошо играть и спать.
Гулять и летом, и в мороз, и даже в холод спрятать нос.
Они о многом могут рассказать:
Кто их надел, куда пошёл, зачем их надо примерять?
Для ног, для рук, для головы, они важны и хороши.
Красивы – просто загляденье, о чём моё стихотворенье?
Дети: Об одежде.
Воспитатель: Правильно, ребята. Садитесь на стульчики.
Дети садятся на стульчики. Перед ними стоит стол.
Основная часть занятия.
Стук за дверью
Воспитатель: Кто это, ребята? Сейчас пойду открою и узнаем.
Вношу куклу – героя «Человека Рассеянного».
В группе появляется Человек Рассеянный. Он очень грустный.
Педагог обращает внимание детей, какой странный человек пришёл в группу, и читает отрывок из произведения С.Я. Маршака «Вот какой рассеянный»:
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки-
Оказалось, это брюки.
Надевать он стал пальто –
Говорят ему: не то.
Стал натягивать гамаши –
Говорят ему: не ваши.
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.
Вместо валенок — перчатки
Натянул себе на пятки.
Кто же это?
Дети: человек рассеянный с улицы Бассейной.
Воспитатель: Правильно, ребята! К нам пришел человек рассеянный с улицы Бассейной!
Человек рассеянный говорит на ухо воспитателю все слова.
Воспитатель: Ребята, наш гость говорит вам «Здравствуйте»!
Дети: Здравствуй, человек рассеянный!
Воспитатель: Почему же ты такой грустный?
Воспитатель слушает, что говорит человек.
Воспитатель: Человек рассеянный говорит, что все над ним смеются! Говорят, что он не умеет одеваться и всё путает. И даже не знает, как и что называется! Ребята, поможем ему разобраться!?
Дети: Конечно, поможем!
Педагог предлагает детям помочь нашему гостю с помощью игры «Что не так надето?». Дети должны будут правильно одеть Человека рассеянного.
Каждый выходит, выбирают одежду, которая неправильно надета, воспитатель снимает ее и выкладывает на стол. Затем одеваем одежду, соблюдая очередность.
Воспитатель: Что не так во внешнем виде «Человека Рассеянного»?
Ответы детей полными предложениями (3-4 предложения)
- Носки надеты на руки, а должны быть надеты на ноги.
- Перчатки должны быть надеты на руки, а надеты на ноги.
- Шапка вывернута наизнанку.
- Куртка надета задом наперед.
Воспитатель: Ребята, я буду его одевать, а вы скажете, в каком порядке надеваются вещи, и зачем они нам нужны.
Ответы детей:
- Сначала мы надеваем носки.
- Потом надеваем обувь.
- Затем надеваем куртку.
- Потом надеваем шапку.
- И в самую последнюю очередь надеваем перчатки.
Воспитатель: Как назвать все эти предметы, одним словом?
Ответы детей:
- Верхняя одежда.
- Одежда.
Воспитатель: Человек рассеянный, помогли мы тебе разобраться с вещами?
Человек рассеянный сказал, что помогли. Помогли ему узнать, как называются вещи. А для чего нужна одежда?
Ответы детей:
- Чтобы не было холодно.
- Чтобы было тепло.
- Чтобы не заболеть
Воспитатель: Человек рассеянный говорит вам большое спасибо! Сейчас он посидит и немного отдохнет!
Педагог обращает внимание детей, что сегодня все хорошо потрудились, разъяснили нашему гостю, что как называется и куда одевается, поиграли весело и предлагает детям немножко отдохнуть. Дети встают в круг
Физминутка.
Коля, Коля, Николай, за собою убирай! (идут по кругу друг за другом)
У тебя ленивы руки (хлопают в ладоши)
Под столом ремень и брюки, (приседают)
Не в шкафу рубаха, («рисуют» четырехугольник)
Николай – неряха. (грозят пальчиком и качают головой)
Воспитатель: Ребята, у нас в группе открылся магазин одежды. (Воспитатель надевает бейджик, раздает детям купюры). Я стану продавцом в магазине, буду продавать вам одежду. А вы будете покупателями. У меня для каждого есть игрушечные купюры. Чтобы купить одежду, вы должны подробно рассказать о том, какая она, чтобы я показала вам именно ту вещь, которую вы хотите купить. Начинайте свой ответ со слов «я хочу купить». Например: «Я хочу купить платье. Оно серое, с черными рукавами. Его носят зимой, потому что оно тёплое».
Воспитатель: Что вы хотите купить ?
1 ребенок. Я хочу купить платье. Оно желтое. У платья есть большой, красивый бант. Он красный. Это платье для девочки. Его носят летом.
Воспитатель: Вот ваша покупка. Пожалуйста. (Ребенок получает вещь).
1 ребенок. Спасибо.
Воспитатель: А что вы хотите купить?
2 ребенок. Я хочу купить рубашку.
Воспитатель: Какая она?
2 ребенок. Она белая. У рубашки есть воротник, длинные рукава, манжеты, пуговицы. Такие рубашки носят мальчики и мужчины.
(Таким образом, воспитатель организует диалог с каждым из детей).
Воспитатель: Молодцы! Вы были очень хорошими покупателями. Вам понравилось играть в магазин? К сожалению, наш магазин закрывается, и мы обязательно придем сюда в следующий раз.
Вывод
Воспитатель: Ребята, скажите, что сегодня интересного было у нас на занятии? Что вам больше всего понравилось? Спасибо большое за вашу активную работу!