Программное содержание:
формировать обобщающее название «обувь»; уточнять названия и назначение обуви; учить группировать обувь по сезонному признаку; познакомить детей с понятием «пара»; формировать устойчивые представления о цвете; обогащать и активизировать словарь детей по теме; развивать познавательную активность ребёнка; логическое мышление, внимание, любознательность, речь; развивать ориентировку на себе: (правая нога, левая нога); развивать конструктивные навыки (разрезные картинки); воспитывать умение действовать совместно в игре (не толкаться, помогать друг другу); воспитывать у детей аккуратность и бережное отношение к предметам обуви.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Методические приёмы:
- наглядные (использование разрезных картинок);
- словесные (вопросы, индивидуальные ответы детей);
- игровые (использование сюрпризных моментов, двигательная активность детей);
- создание игровых и проблемных ситуаций (совместный поиск решения проблемной ситуации);
- поощрение, дифферинцированный анализ занятия.
Словарная работа: обувь — сандалия, туфля, шлёпка, кроссовка, сапог, валенок, калошки; обуваем; подошва, липучка (ремешок).
Дифференцированный подход: учёт возрастных особенностей детей, создание оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей.
туфли, сапоги, ботинки, резиновые сапоги, валенки).
Предварительная работа: беседа по теме «Обувь», рассматривание иллюстраций с изображением обуви, подготовительные игры «Четвёртый лишний», «Кубики».
Материалы и оборудование: кукла; коробка; обувь (сандалии, туфли, шлёпки, валенки, резиновые сапоги, кроссовки, ботинки, тапочки); разрезные картинки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам пришли гости, давайте поздороваемся, улыбнёмся нашим гостям.
Собрались все дети в круг (встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются)
Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришла кукла Даша. Она принесла нам коробку, давайте её откроем и посмотрим, что в ней лежит.
Воспитатель открывает коробку и достаёт поочерёдно предметы обуви.
Воспитатель: Ребята, что это такое?
Дети: Сандалия, туфля, шлёпка, кроссовка, сапог, резиновый сапог, валенок, ботинок.
Воспитатель ставит обувь на стол перед детьми.
Воспитатель: Ребята, а каким одним словом можно назвать все предметы, которые здесь стоят?
Дети: Обувь.
Воспитатель: Правильно, это обувь. Ребята, давайте все вместе повторим это слово — обувь. Алиса, повтори! (Спросить несколько детей)
Дидактическая игра «Собери пару»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кукла Даша-растеряша раскидала и перемешала всю обувь, вам нужно помочь навести ей порядок в нашей группе, но сначала сосчитайте сколько у куклы ног? Один, два(считаем). Две ноги. Значит, и обуви должно быть по две. Вот у вас, как и у куклы, тоже две ноги. А сколько на ваших ногах сандалий?
Дети: две сандалии.
Воспитатель: А пришли вы сюда в двух сапожках. Когда чего-то по два, то говорят — «пара». Запомните это слово и повторите вслух: «пара». А теперь давайте соберём картинки и посмотрим, что получилось. Ксюша, какая пара обуви у тебя получилась?
Ребёнок: У меня пара сапог.
Воспитатель: Саша у тебя какая пара обуви?
Ребёнок: У меня пара сандалий.
Воспитатель: Толя, а у тебя?
Ребёнок: У меня пара туфель.
Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием, помогли Даше – растеряше собрать обувь.
Физкультминутка:
Я умею обуваться, (топают ногами)
Если только захочу.
Я и маленького братца (руки перед грудью – «маленький братец»)
Обуваться научу.
Вот они, сапожки. (наклоняются вперед)
Этот с левой ножки. (поглаживающие движения ног)
Этот с правой ножки.
Если дождичек пойдет, (топают ногами)
Обуем калошки.
Рассматривание обуви.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что есть у сандалии?
Дети: Липучка, подошва.
Воспитатель: Посмотрите, что есть у сапога?
Дети: Подошва, молния, каблук.
Воспитатель: Какую обувь обуваем летом?
Дети: Сандалии, шлёпки, туфли.
Воспитатель: Какую обувь обуваем зимой?
Дети: Сапоги, валенки.
Воспитатель: А когда на улице идёт дождь, что обуваем?
Дети: Резиновые сапоги.
Воспитатель: Правильно, ребята! А ещё обувь подразделяется: для девочек и мальчиков (рассматриваем). Давайте посмотрим, чем отличается обувь мальчиков, от обуви девочек (рассматриваем).
Дети: У девочек — яркая, блестящая, с цветочками, бантиками. У мальчиков — тёмные цвета преобладают (коричневый, синий, чёрный, серый).
Воспитатель: Ну, что ж, ребята. Сегодня вы очень многое узнали про обувь. Кто приходил к нам в гости?
Дети: Кукла Даша.
Воспитатель: И что мы делали с Дашей?
Дети: Научили куклу Дашу правильно называть обувь, узнавать её, также навели порядок в группе, сложили всю обувь аккуратно и на место.
Воспитатель: Ребята, зачем нам нужна обувь? (Если дети не дают ответ на мой вопрос, задаю им дополнительные наводящие вопросы)
Дети: Обувь защищает наши ноги от острых предметов, чтобы ноги не замерзали и не промокали.
Воспитатель: Какая бывает обувь? Например, сандалии мы обуваем летом, значит какая обувь?
Дети: Летняя.
Воспитатель: А сапоги обуваем зимой, какая обувь?
Дети: Зимняя.
Воспитатель: Молодцы, ребята, кукла Даша узнала много нового и интересного. Она сказала вам спасибо и ей пора возвращаться домой.
Дети: До свидания, Даша!