Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) с использованием элементов ТРИЗ в подготовительной группе. Тема: «Домашние птицы» Провела: воспитатель Андрюшова О.А.

Цель: уточнять и расширять знания и представления детей о домашних птицах.

Задачи:

Познавательное развитие

  • Закреплять знания детей о домашних птицах: внешнем виде, питании, местах их обитания, голосе, видеть сходство и отличия  птичьих семей, значении и пользе домашних птиц  для человека.
  • Развивать логическое мышление, память, внимательность; продолжать обогащать и расширять активный словарь детей; продолжать развивать интерес к окружающему миру.
  • Формировать основы системного мышления и логического анализа.
  • Научить мыслить системно, выделяя противоречивые свойства объекта (как хорошие, так и плохие)

Социально — коммуникативное развитие

  • Развивать коммуникативные навыки общения: учить детей работать в парах,  подгруппах, воспитывать культуру речевого общения.
  •  Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, работающих на птицеферме, заботливое отношение к домашним птицам
  • Формировать позитивное отношение к сверстникам, развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

Речевое развитие

  • Продолжать обогащать и расширять активный словарь детей;
  • Учить отвечать на вопросы развернутым предложением
  • Совершенствовать связную и диалогическую речь.
  • Умение последовательно формулировать свои мысли.

Физическое развитие

  • Обеспечить оптимальную двигательную активность во время проведения занятия.
  • Развитие зрительного внимания и восприятия, развитие общей моторики, координации речи с движением.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о домашних  птицах, чтении стихов, чтение рассказов   о жизни домашних птиц, загадывание загадок, рассматривание альбомов, фотографий  домашних  птиц .

Демонстрационный материал:  картинки  с  изображением  домашних  птиц, запись голосов домашних птиц, таз с водой, раскраски по количеству детей, макет птичника.

Ход  НОД:

В: Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

В:  Ребята, я очень рада вас видеть, чтобы наше утро началось хорошо, мы друг другу скажем доброе утро. Встаньте, пожалуйста, в круг.

Станем рядышком, по кругу,
Скажем: «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!»
Если каждый улыбнётся – 
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!!!

 В: Все готовы заниматься

 Дети: Будем очень мы стараться!

В: — Давайте послушаем небольшой фрагмент и попробуем отгадать, где мы можем слышать такие звуки,  и кому они принадлежат? (петуху, во дворе)

В: Правильно, ребята! Вы верно отгадали! А как вы думаете, о ком сегодня мы будем говорить?

Дети:   Мы будем говорить о домашних птицах.

В: Верно!

Тема нашего занятия сегодня: домашние птицы.

Беседа  с  детьми.

— Каких домашних птиц вы знаете? (курица, петух, утка, индюк и т.д.)

— А как называется дом, где живут домашние птицы? Отвечайте полным предложением и чётко произносите все звуки. (Дом, где живут птицы – называется птичник). Правильно!

— А как вы думаете, почему этих птиц называют «домашними»? (Этих птиц называют домашними, потому что они живут рядом с человеком)

— Молодцы! А как человек ухаживает за домашними птицами? Что он для них делает? (Человек их кормит, дает им воды, чистит их жилище.)

— Чем покрыто тело птиц? (Тело птиц покрыто перьями.)

— А кто из вас знает, чем отличаются гусь и утка от других домашних птиц? (Гусь и утка – водоплавающие.)

-Дети, а вы знаете, почему утки и гуси не тонут в воде? Оказывается, что у всех водоплавающих птиц на спинке у корня хвоста есть специальная жировая железа, жиром которой гуси и утки при помощи клюва смазывают свои перья. Перья птиц покрыты тонким слоем жира, который отталкивает воду и не позволяет перу намокнуть. Благодаря этому утки и гуси не тонут, поэтому вода легко скатывается с них. — А чем питаются домашние птицы? (Домашние птицы питаются специальным кормом, крупой, крошками хлеба, насекомыми, червяками, пшеном, зерном)

  Д/игра «Собери пазл» (в парах)
 У каждого из вас на столе разрезанные картинки. Вам нужно собрать целую картинку. Работаем в парах. Кто быстрее соберет картинку, поднимите вместе руки вверх.
 — Какие картинки получились? (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок, яйцо)
— А кто это такие? (птенцы)
— Есть ли что-нибудь лишнее? (яйцо)
— Почему?
— А как связано яйцо с другими птенцами? (все птенцы появляются из яйца)
 
Ребята, наши птенцы  остались на птичьем дворе одни, они пока маленькие и не могут обходиться без родителей долго.   Давайте поможем их   родителям вернуться на птичий двор.

А чтобы попасть на птичий двор нужно  сначала отгадать загадку.

Если видит там чужой,

Вздыбит шерсть и станет злой!

А хозяин на крылечке –

хвост закрутится в колечко! (собака)

 

Кто охраняет птичий двор?

А что мы можем сказать  положительного и отрицательного в приобретении  щенка?

 Д/игра  с элементами ТРИЗ «Хорошо-плохо» (собака) 

Цель: учить выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны)

хорошо

  1. Общение с собакой снижает стресс
  2. Повод больше двигаться и заниматься спортом
  3. Воспитывает ответственность в детях и взрослых
  4. Верный друг, с которым не соскучишься.
  5. Охранник
  6. Собаки спасают жизни
  7. Помощь больным (поводырь)
  8. Спасение от одиночества
  9. Приучает к порядку

 

плохо

  1. Рано вставать выгуливать собаку
  2. Делать ремонт, если сорвет обои
  3. Грызет мебель, обувь
  4. Много денег для покупки корма, одежды, а значит надо много работать.
  5. Лезет шерсть, пылесосить каждый день.
  6. Тратить деньги на стрижку.

 

 А чтобы пройти на птичий двор   мимо собаки, которая его охраняет, нужно найти общее с  собакой.

Дети берут по одной фигуре домашней птицы.

 

Игра  ТРИЗ «Теремок» (ввод в игру: напоминание сказки «Теремок» и предложение сыграть сказку в измененном виде)

Цель: тренировать аналитическое мышление,  учить находить общее и различное между двумя объектами  путем сравнения.

Игра начинается со слов:

-Тук, тук, кто в теремочке живет

-Я (собака). А ты кто?

-А я петух, пустишь меня  в теремок?

-Если скажешь, чем на меня похож, то пущу. По ходу игры расставляют птиц

  • Домашняя птица и животное
  • Приносят пользу
  • Ухаживает человек
  • Ходят по земле
  • Подают голос
  • Дышат
  • Умеют плавать (утка и собака)
  • Можно заработать деньги

Подвижная игра с элементами ТРИЗ с мячом «Кем(чем) был,  будет?»

Цыпленок
был стал
яйцом курочкой (петушком)
скорлупой исследователем курятника
  несушкой
  мясом
  героем фильма или сказки
  обедом
  тема для разговора, занятия, урока

— А кто может быть родителями  яйца? (все птицы)
— Почему? (потому что все птенцы появляются из яйца)

— Итак, еще раз повторим:
— Кто родители у цыпленка? (петух и курица)
— А родители индюшонка? (индюк и индюшка)
— Родители гусенка? (гусь и гусыня)
— Как называются родители утенка? (утка и селезень)

  — Как называются птицы, которые умеют плавать? (водоплавающие)
— Кого еще вы знаете из домашних водоплавающих птиц? (утка)

Самостоятельная работа с рисунком.

Для начала давайте подготовим наши пальчики к работе и сделаем пальчиковую гимнастику.

 

Пальчиковая гимнастика

 
 Петя-петушок
Петя, Петя-петушок,
(соединяем большой и указательный палец в «клюв»)
Золотой гребешок,
(скрещиваем пальцы двух рук)
Шелкова головушка,
(гладим по голове)
Масляна бородушка.
(гладим по подбородку)
Что ты рано встаешь
(вытягиваемся на носочках, руки вверх)
Голосисто поешь, детям спать не даешь
(руки складываем под щекой)
 

В: Возьмите карандаш и обведите в кружок только те рисунки, на которых изображено, что человек получает от птиц.
— Объясните, почему вы обвели подушку, окорочок, пуховик.

    

   Итог занятия:

Наше занятие подошло  к концу.

 Скажите, где мы сегодня были?

  О ком мы сегодня с вами говорили? (Мы говорили о домашних птицах).      

А что вы   узнали нового?

 Какие игры понравились?

previous arrow
next arrow
previous arrownext arrow
Slider