Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство со звуком Ш». Подготовила и провела: воспитатель Фомичева Т.Т.

Цель: познакомить детей с согласным звуком Ш

 

Задачи:

  1. Закрепить понятие «согласные звуки»;
  2. Познакомить с согласным звуком Ш;
  3. Закрепить умение проводить звуковой анализ слов;
  4. Проверить умение делить слова на слоги;
  5. Упражнять в определении места слова в слове (начало, середина, конец);
  6. Упражнять в составлении предложений с заданными словами и составлять схему предложения;
  7. Развивать речь, фонематический слух, память, внимание.

 

Интеграция образовательных областей: 

«Социально-коммуникативное развитие» «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».

Методы и приемы:

  • Наглядный (работа с предметными картинками и схемами, буквами).
  • Словесный (художественное слово, вопросы к детям).
  • Практический (совместная деятельность взрослых и детей, игры).

Предварительная работа:

— Проведение занятий по обучению грамоте по плану.

— Беседа с детьми.

— Словесные игры.

— Дидактические игры.

Демонстрационный материал:

Предметные картинки, в названиях которых встречается звук Ш, фишки красного, синего и зеленого цветов, полоски для схем предложения.

Раздаточный материал:

фишки красного, синего и зеленого цветов, полоски для схем предложения на каждого ребенка.

 

Ход деятельности:

Организационный момент:

Воспитатель: — Я называю звуки, а дети, имена которых начинаются с названного звука садятся: П, И,Я,Д,Дь,С…

 

Основная часть:

(На доске буквы, которые дети изучали ранее П, С, К, З,М, Ч)

В-ль: назовите все звуки, которые обозначают данные буквы.

Можно ли дать общее название этим звукам?

Дети: это согласные звуки.

В-ль: почему они так называются?

Дети: потому что они несвободные, при их произнесении встречаются преграды: язык, зубы, губы.

В-ль: сегодня мы познакомимся с еще одним согласным звуком. Отгадайте загадки:

 

Я любой девчонке прикрою волосенки,

Прикрою и мальчишке стрижки-коротышки,

От мороза я защита,

Для того и сшита. (шапка)

 

Зимой завязался, а летом убрался. (шарф)

Выставляются соответствующие картинки

В-ль: какой звук мы произносим в начале слов-отгадок?

Дети: ш

В-ль: есть ли преграда при произнесении этого звука?

Дети: язык, зубы

В-ль: значит, какой это звук?

Дети: согласный

В-ль: правильно, ш-согласный звук, всегда твердый. А глухой он или звонкий?

Дети: звонкий

В-ль: значит , звук Ш-согласный, твердый, глухой.

 

 

Игра «Поймай звук»

В-ль: будьте внимательны, сначала я буду произносить звуки, потом слоги, потом слова

-Ф, Ш, К, П, Ш. Ш, Ль, З, Ш…

-ША,СА, МИ,КУ,ШИ, ШЕ,СУ, ПИ, ШУ…

— снег, малыш, мясо, шуба, стена, ландыш, вышка, забор, пышка, сова, кошка, бусы, мошка, ложка, ватрушка, камыши

 

В-ль: по картинкам найдите слова, в которых есть звук Ш, определите, в каком месте он находится в слове (в середине, начале или конце слова)

Дети самостоятельно определяют место звука в слове, количество слогов.

На доске проверка

В-ль: а теперь составим звуковую схему слова ДУШ (картинка)

Дети самостоятельно выкладывают схему на столах, один ребенок -на доске, характеризуя звуки.

 

Физкультминутка

Ша-ша-ша- мы качаем малыша

Ши-ши-ши- на болоте камыши

Ошка-ошка-ошка- на окошке кошка

Ишка-ишка-ишка-косолапый мишка

(Дети повторяют чистоговорки и имитируют движения)

В-ль: а теперь поработаем с предложением. Вся наша речь состоит из предложений. А из чего же состоит предложение?

Дети: из слов

В-ль: я скажу вам предложение, а вы посчитаете количество слов и составите схему предложения.

Дети выполняют задание, один ребенок-у доски.

В-ль: а теперь вы сами по картинкам (кошка с котятами, лошадь с жеребенком) составите предложения и схему к ним.

 

Заключительная часть:

В-ль: с каким звуком мы сегодня познакомились? Какой это звук?

Дети: со звуком Ш- согласным, твердым, глухим.