Цель: познакомить детей с согласным звуком Ш
Задачи:
- Закрепить понятие «согласные звуки»;
- Познакомить с согласным звуком Ш;
- Закрепить умение проводить звуковой анализ слов;
- Проверить умение делить слова на слоги;
- Упражнять в определении места слова в слове (начало, середина, конец);
- Упражнять в составлении предложений с заданными словами и составлять схему предложения;
- Развивать речь, фонематический слух, память, внимание.
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие» «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».
Методы и приемы:
- Наглядный (работа с предметными картинками и схемами, буквами).
- Словесный (художественное слово, вопросы к детям).
- Практический (совместная деятельность взрослых и детей, игры).
Предварительная работа:
— Проведение занятий по обучению грамоте по плану.
— Беседа с детьми.
— Словесные игры.
— Дидактические игры.
Демонстрационный материал:
Предметные картинки, в названиях которых встречается звук Ш, фишки красного, синего и зеленого цветов, полоски для схем предложения.
Раздаточный материал:
фишки красного, синего и зеленого цветов, полоски для схем предложения на каждого ребенка.
Ход деятельности:
Организационный момент:
Воспитатель: — Я называю звуки, а дети, имена которых начинаются с названного звука садятся: П, И,Я,Д,Дь,С…
Основная часть:
(На доске буквы, которые дети изучали ранее П, С, К, З,М, Ч)
В-ль: назовите все звуки, которые обозначают данные буквы.
Можно ли дать общее название этим звукам?
Дети: это согласные звуки.
В-ль: почему они так называются?
Дети: потому что они несвободные, при их произнесении встречаются преграды: язык, зубы, губы.
В-ль: сегодня мы познакомимся с еще одним согласным звуком. Отгадайте загадки:
Я любой девчонке прикрою волосенки,
Прикрою и мальчишке стрижки-коротышки,
От мороза я защита,
Для того и сшита. (шапка)
Зимой завязался, а летом убрался. (шарф)
Выставляются соответствующие картинки
В-ль: какой звук мы произносим в начале слов-отгадок?
Дети: ш
В-ль: есть ли преграда при произнесении этого звука?
Дети: язык, зубы
В-ль: значит, какой это звук?
Дети: согласный
В-ль: правильно, ш-согласный звук, всегда твердый. А глухой он или звонкий?
Дети: звонкий
В-ль: значит , звук Ш-согласный, твердый, глухой.
Игра «Поймай звук»
В-ль: будьте внимательны, сначала я буду произносить звуки, потом слоги, потом слова
-Ф, Ш, К, П, Ш. Ш, Ль, З, Ш…
-ША,СА, МИ,КУ,ШИ, ШЕ,СУ, ПИ, ШУ…
— снег, малыш, мясо, шуба, стена, ландыш, вышка, забор, пышка, сова, кошка, бусы, мошка, ложка, ватрушка, камыши
В-ль: по картинкам найдите слова, в которых есть звук Ш, определите, в каком месте он находится в слове (в середине, начале или конце слова)
Дети самостоятельно определяют место звука в слове, количество слогов.
На доске проверка
В-ль: а теперь составим звуковую схему слова ДУШ (картинка)
Дети самостоятельно выкладывают схему на столах, один ребенок -на доске, характеризуя звуки.
Физкультминутка
Ша-ша-ша- мы качаем малыша
Ши-ши-ши- на болоте камыши
Ошка-ошка-ошка- на окошке кошка
Ишка-ишка-ишка-косолапый мишка
(Дети повторяют чистоговорки и имитируют движения)
В-ль: а теперь поработаем с предложением. Вся наша речь состоит из предложений. А из чего же состоит предложение?
Дети: из слов
В-ль: я скажу вам предложение, а вы посчитаете количество слов и составите схему предложения.
Дети выполняют задание, один ребенок-у доски.
В-ль: а теперь вы сами по картинкам (кошка с котятами, лошадь с жеребенком) составите предложения и схему к ним.
Заключительная часть:
В-ль: с каким звуком мы сегодня познакомились? Какой это звук?
Дети: со звуком Ш- согласным, твердым, глухим.