Занятие по речевому развитию по картине «Весна». Составление рассказа по картине». Провела: воспитатель Волынкина Н.С.

Тема: Рассказывание по картине «Весна»

Цель: развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Программное содержание:

Образовательные задачи: учить детей составлять рассказы по картине (по плану воспитателя); закреплять умение связно, последовательно рассказывать по картине; учить употреблять в речи существительные и прилагательные женского, мужского и среднего рода (упражнять в словообразовании); расширять и обобщать имеющиеся у детей знания о весне; уточнять и расширять словарь по теме: «Весна».

Развивающие задачи: развивать монологическую и диалогическую формы речи, интерес к рассказыванию. Совершенствовать навыки рассматривания картины, формировать целостное представление   об изображённом на картине. Развивать внимание, логическое мышление, память, воображение.

Воспитательные задачи: воспитывать любовь к живой и неживой природе, умение чувствовать ее красоту.

Предварительная работа: наблюдение за деревьями на участке детского сада, беседа о весенних явлениях в живой природе, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений о весне.

Словарная работа: половодье, пробуждение, нежная зелень, почки набухли, возвращается к жизни, небо по-весеннему голубое.

Материал и оборудование: картина «Весна», шкатулка, мягкая игрушка медведь Умка, презентация к занятию.

НОД

I. Психологический настрой, 1 мин (слайд 1)

Давайте порадуемся солнцу и птицам, (дети поднимают руки вверх)

А также порадуемся улыбчивым лицам (улыбаются друг другу)

И всем, кто живет на этой планете, (разводят руками)

«Доброе утро!» скажем мы вместе. (произносят слова)

II. Вводно-организационный, 1–2 мин

— Прислушайтесь. … Слышите, кто-то тихо ходит за окном.

Хотите узнать: кто это?

Кто пришел так тихо-тихо?

Ну, конечно, не слониха,

И, конечно, бегемот тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал,

Как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы,

Как зеленые травинки,

Сняв зеленые ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел,

И повсюду тишина.

Это значит, это значит:

Тише всех пришла весна.

— О чем это стихотворение? (Это стихотворение о весне)

Слайд 2

На Северном полюсе живет маленький, любознательный медвежонок Умка. Он хочет знать обо всем на свете. Про зиму он знает много, а о весне ничего. Ему интересно – как он узнает, что наступила весна? Вы хотите помочь Умке? (да) 

— Надо будет рассказать ему о весне, какая она.

Весной пробуждается вся природа. Каждый день переполнен весенними событиями. Чтобы рассказать про эти события, нужно знать много красивых слов о весне.

Скажите, весна какая? (долгожданная, ранняя, теплая, веселая, шумная, радостная, звонкая, красивая, светлая, солнечная и т. д.)

Весной все чаще бывают солнечные деньки.

— Что делает солнце? (светит, греет, пригревает, согревает, ласкает, печёт, ослепляет, нежит и т. д.)

— Какое небо весеннее? (голубое, хмурое, малооблачное, затянутое, облачное, ясное)

Солнце светит, пригревает.

— Что происходит со снегом? (снег тает) Когда тает снег, что образуется? (проталины, ручейки) Что делает ручеек? (бежит, журчит, звенит, течет, извивается, бурлит и

т. д.)

Игра «Без чего не может быть весны?»

Весна не может быть без … (яркого солнца).

Весна не может быть без (луж).

Весна не может быть без… (ручейков).

Весна не может быть без… (грозы).

Весна не может быть без (майских жуков).

Весна не может быть без (проталин).

Весна не может быть без (капели).

Весна не может быть без (подснежников).

Молодцы! Вот сколько хороших и красивых слов мы вспомнили!

Игра «Хорошо-плохо» (Сядет тот, кто назовет).

— Ребята, чем вам нравиться весна? (просыпается природа, солнце греет, тает снег, бегут ручьи, дни становятся длиннее…)

— Чем не нравится весна? (утром холодно, мокрый снег, грязь, часто болеют люди…)

— Молодцы!

 

Игра «Волшебная шкатулка»

— Посмотрите, у меня есть шкатулка, в которую можно собрать все весенние слова. Я начну, а вы продолжите: верба, ледоход…» (подснежник, капель, проталинка, почка, цветок мать-и-мачеха, сосулька, солнечный лучик, лужа, наст и др.).

— Красивое весеннее слово – капель. Как вы объясните медвежонку, что такое капель? (когда с крыш капают сосульки)

— Какие первые весенние цветы вы знаете? Почему они так называются? (подснежники – появляются из-под снега, мать-и-мачеха — с одной стороны они мягкие и теплые, как руки мамы, с другой – гладкие и холодные, как руки мачехи в сказке)

Слайд 3 Игра «Найди лишнее»

— Посмотрите на экран, и назовите, что там лишнее.

Слайд 4

— Медвежонок думает, что на этой картине изображена зима. Он прав?

— Какое это время года? (весна)

— Почему так решили? (На картине изображена весна, потому что на земле ещё лежит снег, а рядом ручейки и лужи. Цветут первоцветы мать и мачеха, подснежники… Распустились почки на деревьях.  Прилетели скворцы.

— Кого вы видите на картине? (Детей)

— Что делают дети? (Дети наблюдают за птицей, которая прилетела в скворечник; мальчики пускают кораблики в ручейке; другой мальчик вешает на дерево скворечник).

— Какое настроение у детей? (Ребята радуются приходу весны. Детям весело, они улыбаются).

Слайд 5 

Посмотрите на правый план картины. Кого вы видите? (Мы Видим мальчика, который взял лестницу и решил повесить на дерево скворечник).

— Во что он одет? (На нем кепка, кофта).

Какое имя ему дадим? (Вася)

— Что можно сказать о дереве, на которое Вася вешает скворечник? (На нем распустились почки. Это верба)

Слайд 6 

— Посмотрите в центр картины. Кого вы видите здесь? (Мальчиков, воробышек на дорожке).

— Давайте дадим имена мальчикам. (Петя и Саша).

— Что делают дети? (Мальчики пускают кораблики в ручейке).

— Зачем Саше палочка? (Помогает палочкой плыть бумажному кораблику).

— Что делают воробышки? (Греются на солнышке, ищут корм и т.д.)

Слайд 7 

— Посмотрите на левый план картины.

— Кого вы здесь видите? (Двух девочек, скворца возле скворечника, собаку, птиц возле гнезд).

— Дадим имена девочкам. (Маша, Даша)

-Что делают Маша и Даша? (Наблюдают за скворцом, гуляют с собакой…)

Гимнастика для глаз

Физкультминутка

Давайте познакомим медвежонка с весенними месяцами. Но не просто познакомим, а и покажем. Выходите на ковер.

Март:

 Дует теплый южный ветер (дети имитируют движение ветра)

Солнышко все ярче светит, (дети поднимают руки вверх и разводят в стороны)

Грач горластый прилетает (дети бегут на месте, имитируя движение крыльев)

Что за месяц, кто узнает? (стоят на месте) (Март)

Апрель:

Яростно река ревет

И разламывает лед (имитируют удары)

В домик свой скворец вернулся (над головой делают «крышу», присев)

А в лесу медведь проснулся (имитируют движение медведя)

В небе жаворонка трель (имитируют игру на дудке)

Кто же к нам пришел? (протягивают руки вперед) (Апрель)

Май:

Зеленеет даль полей (разводят широко руки)

Запевает соловей (прыжки на месте)

В белый цвет оделся сад (поочередно разводят руками в стороны)

Пчелы первые летят (кружатся на месте)

Гром грохочет (приседание)

Угадай, что за месяц это? (Май)

Практическая речевая деятельность, 10 мин.

— Молодцы! Знаете, весенние месяца. Но нам надо рассказать медвежонку о весне. Попробуем составить рассказ, глядя на картину.

— Чтобы рассказ был понятен медвежонку, начните его со слов наступила весна и назовите признаки весны.

— В основной части расскажите, где находятся дети, и что они делают.

В конце рассказа скажите – нравится детям весна или нет

 (образец рассказ) ВЕСНА.

Наступила весна. Солнышко ярко светит и пригревает. Снег почти растаял, появились проталинки, побежали веселые ручейки. На деревьях распустились почки. Расцвели подснежники и мать и мачеха. Прилетели скворцы в свои домики. У них много весенних дел. Воробышки греются на солнышке и весело чирикают.

Наступили выходные дни. Дети оделись и вышли на прогулку в парк возле дома. Они одеты в весеннюю одежду, потому что на улице ещё прохладно. Вася смастерил ещё скворечник. Взял лестницу, чтобы повесить его на дерево. Мальчики Петя и Саша пускают кораблики в ручейке. У Пети игрушечный кораблик, а Саша заранее сделал сам кораблик из бумаги. Он взял палочку и управляет ею своим корабликом, чтобы не промокнуть. Детям интересно и весело играть. Маша и Даша взяли гулять с собой собаку и увидели скворца возле скворечника и грачей возле своих гнезд. Они стали наблюдать за ними. У всех хорошее, радостное настроение.

Как можно назвать эту картину? (Весна).

— Ребята, расскажите Умке свой рассказ. (Выслушать 5-6 рассказов)

— Медвежонок говорит вам спасибо. За ваши красивые слова о весне, которые вы собрали в шкатулку. Умка приготовил вам сюрприз.

Итог

— Кому вы сегодня помогали? (медвежонку Умке)

— Смогли вы рассказать медвежонку о весне? (да)

— Что вам в этом помогло? (знаем весенние слова, умеем составлять рассказ)

Презентация к занятию «Рассказывание по картине Весна»

previous arrow
next arrow
previous arrownext arrow
Slider