Открытое занятие по исследовательской деятельности «Такая волшебница вода» в старшей группе комбинированной направленности. Подготовила и провела воспитатель Фомичева Т.Т.

Цель: Развивать желание познавать мир через исследовательскую деятельность.

Задачи:

Образовательные:

  1. Расширить и уточнить знания детей о свойствах воды:
  • отсутствие цвета(прозрачность), вкуса, запаха, собственной формы;
  • вода может растворять вещества;
  • вода изменяет форму и размер опущенных в нее предметов;
  • воду можно очистить с помощью фильтров.
  1. Развивать навыки проведения лабораторных опытов.

Воспитательные:

Развивать социальные навыки:

  1. Умение работать в группе;
  2. Отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту;
  3. Прививать бережное отношение к воде.

Развивающие:

  1. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Интеграция областей: познавательная, социально-коммуникативная, речевая

Используемые технологии: технологии личностно- ориентированного взаимодействия педагога с детьми, здоровьесберегающие технологии (физминутка).

Предварительная работа.

  1. Беседы о воде, её роли в жизни человека.
  2. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода«.
  3. Наблюдение за водой во время прогулок.

Материал (на каждого ребенка): 2 стакана с водой, сахар, песок, мука, раст.масло, пустой стакан, воронка, ватные диски; по два камешка одного размера; 5 кубиков сахара, подкрашенная вода, блюдечко.

 

Ход занятия:

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить.

Как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим о воде.

Какая бывает вода?(холодная, горячая, грязная, вкусная, прозрачная, родниковая…)

Что делает вода? (течет, бежит, льется, капает…)

Что можно делать с помощью воды? (стирать, готовить, пить…)

Поиграем в игру «Вода-хорошо, вода-плохо».

Вода-волшебница и я предлагаю сегодня вам стать исследователями и узнать о тех свойствах воды, которые вы еще не знаете. Но прежде, чем пройти в нашу лабораторию, вспомним правила поведения там. (Показываю условные знаки, а дети вспоминают правила поведения в лаборатории.)

 

В лаборатории дети рассаживаются за столы:

Ребята, перед вами стаканы с водой. Давайте вспомним, что мы знаем о воде. Вода прозрачная, не имеет вкуса, запаха.

Опыт 1. Давайте перельем воду из стакана в другую емкость (колбу. Пробирку, блюдце) Какую форму приобрела вода?

Вывод: вода не имеет формы, а приобретает форму емкости, в которую ее переливают.

Опыт 2. Опустим один из двух одинаковых предметов в воду, а другой положим рядом со стаканом. Что мы видим? Опустим в воду карандаш. Что изменилось?

Вывод: вода увеличивает предмет, меняет его форму.

Опыт 3. На блюдце построим башню из пяти кубиков сахара, постепенно на дно блюдца будем наливать подкрашенную воду. Что происходит?

Вывод: вода поднимается наверх, связывается с молекулами сахара, постепенно растворяя его.

Физкультминутка:

«К речке быстрой»
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.

 

Опыт 4. Растворяем в воде различные вещества: сахар, мука, масло растительное, песок. Наблюдаем, что произойдет.

Выводы: некоторые вещества вода растворяет без остатка (сахар), некоторые растворяет, но остается мутной (мука), некоторые не растворяет (масло, песок).

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой? (Ответы детей) Почему нельзя было пить эту воду? Правильно потому, что она грязная.

Но бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но жизненно важно нужно глотнуть хотя бы глоточек воды. Существуют разные способы очистки воды. С самым простым способом, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся.

 

Опыт 5. Для этого возьмем: воронку, носовой платок, вату и емкости для воды. Вместе с детьми выясняем, как сделать очистительные устройства – фильтры. Итак, если бы Аленушка с Иванушкой знали, что воду можно очистить, пропустив ее через платок, то беды можно было избежать.

 

Физкультминутка

«Вода – не вода». Игра на внимательность. Если названное слово обозначает то, что содержит воду, дети встают. Если предмет имеет косвенное отношение к воде, дети садятся и поднимают руки. Если предмет или явление не имеет отношения к воде – дети хлопают в ладоши. Слова для игры: река, поезд, щука, корабль, облако, солнце, лужа, лодка, стул, пароход, поезд, снег, ветер, озеро, дельфин.

 

Подведение итогов: что мы знали о воде и что нового узнали?

  • Вода прозрачна, без вкуса и запаха;
  • Вода не имеет формы;
  • Вода изменяет размер и форму предметов;
  • Некоторые вещества вода растворяет, а некоторые нет;
  • Воду можно очистить с помощью фильтров.
previous arrow
next arrow
previous arrownext arrow
Slider