Цель: знакомство родителей с играми и упражнениями, направленными на развитие общих движений, ручной и мелкой моторики, формирование зрительно-двигательной координации детей 3-4 лет; развитие совместных действий взрослого и ребенка, детей в совместной игре.
План:
- Приветствие.
- Актуализация проблемы.
- Теоретическая часть.
- Практическая часть:
Оборудование: кукла, клубок ниток, макет сапожек, цветные карандаши, клей, спички, ракушки, крышки, спирали, пуговицы.
Ход занятия:
Приветствие.
Взрослые и дети встают в круг, перекидывают мяч, здороваются со всеми, называя свое имя.
Здравствуйте, мои дорогие
И маленькие и большие!
Вижу, как вы подросли
До чего же хороши!»
Актуализация темы.
Уровень развития мелкой моторики и координации движения рук — один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь.
Многие учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности в овладении навыком письма. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики могут привести к возникновению негативного отношения ребенка к учебе и тревожного состояния. поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыков ручной умелости, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
— Сегодня мы поговорим с вами о разных способах развития мелкой моторики у детей.
Комментарий педагога:
Это можно объяснить несколькими причинами:
— взрослые меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты и на работе, и дома.
— дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео…).
— дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Для развития мелкой моторики рук можно использовать разные игры и упражнения. С некоторыми из них мы сегодня и познакомимся.
Пальчиковые игры и упражнения – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Вопрос к родителям.
-Знаете ли вы какие-нибудь пальчиковые игры и как часто вы играете в них с ребенком дома? (Обмен мнениями). Предложить показать игры.
Комментарий педагога.
Пальчиковые игры — это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
— А сейчас я хочу предложить вам упражнения, которые можно использовать для развития у детей ручной умелости дома:
- разминать пальцами пластилин;
- катать поочереди каждым пальцем камешки, шарики, мелкие бусинки;
- выполнять пальчиковые игры и упражнения; рисовать ручкой, карандашами, мелом, гуашью, углем; вырезать ножницами и составлять из различных вырезанных фигур композиции;
- играть с конструктором, мозаикой, кубиками, вкладышами, спичками, палочками;
- штриховать, раскрашивать и обводить трафареты, шаблоны. Какие игры и пособия можно приобрести для развития мелкой моторики вы можете ознакомится на представленной выставке.
Уже к четырем годам ребенок в состоянии выкладывать из спичек или палочек геометрические фигуры (прямоугольник, квадрат, треугольник). На этой основе можно создавать изображения различных предметов, все это можно интересно и с пользой обыграть.
В гости приходит «Кукла».
У меня есть кукла Маша —
Вся похожа на меня!
Куклы нет на свете краше,
Только Маша лишь моя.
Упражнение «Крутись, карандаш» (используем ребристый карандаш)
Карандаш в руках катаю.
Между пальчиков верчу,
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
Упражнение «Построй Ежика» Дети с родителями выкладывают из спичек ежика, по образцу.
Упражнение «Укрась спираль» Дети с родителями по спирали выкладывают крышки, ракушки, разноцветные камни.
«Физкультминутка»
Отдых наш – физкультминутка.
Занимай свои места:
Шаг на месте левой, правой
Рая и два, раз и два!
Прямо спину все держите,
Раз и два, раз и два!
И под ноги не смотрите,
Раз и два, раз и два!
Упражнение «Теплые сапожки». Дети и родители украшают макет сапожек нитками, разноцветными листиками, цветочками, сердечками и т.д.
Домашнее задание. Штриховка «Бабочка»
Обратная связь
Раздача буклетов «Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук у детей».
Список литературы:
1. Нартова И. Развиваем мелкую моторику.
2. Черенкова Е. «Оригинальные пальчиковые игры».
3. Черенкова Е. «Простейшие модели оригами».
4. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с. (Логопед в ДОУ).
5. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006. – 46, [2] с.: ил.
6. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). – СПб.: «Паритет», 2003. – 144 с. – (Серия «Рождаюсь. Расту. Развиваюсь.)
7. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. – М.: Издательство «Гном и Д», 2006. – 40 с.
8. Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. Учимся говорить. Московский издательский центр «Техинформ», МАИ, 1997 год.