«Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей». Составили и провели: Макашова О.Л. и Ястребова Ю.А.

Цель: знакомство родителей с играми и упражнениями, направленными на  развитие общих движений, ручной и мелкой моторики, формирование зрительно-двигательной координации  детей 3-4 лет; развитие совместных действий  взрослого и ребенка, детей в совместной игре.

План:

  1. Приветствие.
  2. Актуализация проблемы.
  3. Теоретическая часть.
  4. Практическая часть:

Оборудование: кукла, клубок ниток, макет сапожек, цветные карандаши, клей, спички, ракушки, крышки, спирали, пуговицы.

Ход занятия:

Приветствие.

Взрослые и дети встают в круг, перекидывают мяч, здороваются со всеми, называя свое имя.

Здравствуйте, мои дорогие

И маленькие и большие!

Вижу, как вы подросли

До чего же хороши!»

 

Актуализация темы.

Уровень развития мелкой моторики и координации движения рук — один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь.

Многие учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности в овладении навыком письма. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики могут привести к возникновению негативного отношения ребенка к учебе и тревожного состояния. поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыков ручной умелости, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

— Сегодня мы поговорим с вами о разных способах развития мелкой моторики у детей.

Комментарий педагога:

Это можно объяснить несколькими причинами:

 — взрослые меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты и на работе, и дома.

— дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео…).

—  дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. 

Для развития мелкой моторики рук можно использовать разные игры и упражнения. С некоторыми из них мы сегодня и познакомимся.

Пальчиковые игры и упражнения – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Вопрос к родителям.

-Знаете ли вы какие-нибудь пальчиковые игры и как часто вы играете в них с ребенком дома? (Обмен мнениями). Предложить показать игры.

Комментарий педагога.

Пальчиковые игры — это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи.    Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

    —  А сейчас я хочу предложить вам упражнения, которые можно использовать для развития у детей ручной умелости дома:

  •  разминать пальцами пластилин;
  •  катать поочереди каждым пальцем камешки, шарики, мелкие бусинки;
  • выполнять пальчиковые игры и упражнения; рисовать ручкой, карандашами, мелом, гуашью, углем; вырезать ножницами и составлять из различных вырезанных фигур композиции;
  • играть с конструктором, мозаикой, кубиками, вкладышами, спичками, палочками;
  • штриховать, раскрашивать и обводить трафареты, шаблоны. Какие игры и пособия можно приобрести для развития мелкой моторики вы можете ознакомится на представленной выставке.

Уже к четырем годам ребенок в состоянии выкладывать из спичек или палочек геометрические фигуры (прямоугольник, квадрат, треугольник). На этой основе можно создавать изображения различных предметов, все это можно интересно и с пользой обыграть.

В гости приходит «Кукла».

У меня есть кукла Маша —

Вся похожа на меня!

Куклы нет на свете краше,

Только Маша лишь моя.

 

Упражнение «Крутись, карандаш» (используем ребристый карандаш)

Карандаш в руках катаю.

Между пальчиков верчу,

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

 

Упражнение «Построй Ежика» Дети с родителями выкладывают из спичек ежика, по образцу.

 

Упражнение «Укрась спираль» Дети с родителями по спирали выкладывают крышки, ракушки, разноцветные камни.

 

«Физкультминутка»

Отдых наш – физкультминутка.

Занимай свои места:

Шаг на месте левой, правой

Рая и два, раз и два!

Прямо спину все держите,

Раз и два, раз и два!

И под ноги не смотрите,

Раз и два, раз и два!

 

Упражнение «Теплые сапожки». Дети и родители украшают макет сапожек нитками,  разноцветными листиками, цветочками, сердечками и т.д.

Домашнее задание. Штриховка «Бабочка»

Обратная связь

Раздача буклетов «Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук у детей».

Список литературы:

1.    Нартова И. Развиваем мелкую моторику.

2.    Черенкова Е.  «Оригинальные пальчиковые  игры».

3.    Черенкова Е.  «Простейшие модели оригами».

4.    Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с. (Логопед в ДОУ).

5.    Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006. – 46, [2] с.: ил.

6.    Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). – СПб.: «Паритет», 2003. – 144 с. – (Серия «Рождаюсь. Расту. Развиваюсь.)

7.    Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. – М.: Издательство «Гном и Д», 2006. – 40 с.

8.    Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. Учимся говорить. Московский издательский центр «Техинформ», МАИ, 1997 год.

previous arrow
next arrow
previous arrownext arrow
Slider