«Права ребёнка» Подготовительная группа. Подготовила и провела : Ю.А. Ястребова

Цели и задачи:

  • развивать умение отстаивать свои права и уважать права других людей, понимать и соблюдать свои обязанности;
  • воспитывать чувство уважения к другим людям.

Материалы: книга «Декларация прав человека»; свидетельство о рождении; свидетельство о рождении; сундук; картинки о семье, об отдыхе, о праве на жилище, о праве на медицинский уход, картинки по сказкам: «Золушка», «Айболит», «Буратино», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка».

Предварительная работа:  беседы по теме «Права ребёнка», знакомство с «Всеобщей Декларацией о правах человека», рассматривание иллюстраций, разучивание пословиц, стихов, сюжетно-ролевые игры.

Ход занятия:

 

Дети рассаживаются на стулья.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем говорить о самом важном документе на  нашей планете – «Декларации прав человека». О чем же говорится в этом документе? (о правах)

Стих:

Мамы, папы всей страны

Это знать давно должны,

Есть права и у детишек,

Например: на чтенье книжек,

 Право на заботу, ласку

И на жизнь, как будто в сказке,

Еще право быть счастливым

В нашем самом лучшем мире!

Воспитатель: Важным для всех людей, являются – наши права! Сегодня мы вспомним о том, для чего нужны права. Ведь мы много знаем о наших правах и никому не позволим их нарушать, и сами не будем нарушать права других людей. Наша задача-  это хорошо запомнить их и  правильно ими пользоваться.

— Ребята, так что же такое право? (Высказывания детей.)

— Где записаны эти права? (В «Декларации прав ребенка»)

— У меня в руках волшебный сундучок, давайте посмотрим, что в нем находится.

1. Свидетельство о рождении.

— Что это за документ?

 (Первый документ каждого человека. Выдается после рождения.)

— О каком праве он напоминает?

(О праве на имя, фамилию, отчество.)

— Зачем нам нужно это право?

 (Чтоб нас не перепутали, различали, называть друг друга по имени)

Игра « Шляпа знакомств».

Воспитатель: Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться, назвав свою фамилию, имя, отчество. (Дети по очереди называют Ф.И.О.)

– Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя.

Воспитатель: Ребята, сейчас я достану из волшебного сундучка следующую картинку.

2. Картинка семьи.

— Что изображено на картинке? (семья)

— О каком праве она говорит? (у каждого человека должна быть семья папа, мама)

– Верно, право на семью.

— А какие у вас обязанности по отношению к  своим близким, которые о вас заботятся? (любить, уважать, беречь их, слушаться и т.д.)

Воспитатель: Правильно ребята,  ваша обязанность- уважать взрослых людей, которые заботятся о вас.

А теперь я предлагаю вам поиграть в игру. 

Игра «Назови ласково». (передаем белого голубя)

Вот мы и посмотрим, как вы называете ласково своих членов семьи. Я буду называть слово, а вы подберите к нему ласковые слова: бабушка, дедушка, папа, мама, сестра, брат, сын, дочь.
Воспитатель: Молодцы! Семья — самое дорогое, что есть у человека. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье. Дети, давайте вспомним, какие пословицы и поговорки о семье вы знаете?
Дети:

1.    Семья сильна, когда над ней крыша одна.

2.    Кто родителей почитает, тот счастлив бывает.

3.    В хорошей семье хорошие дети растут.

4.    Птица рада весне, а дитя матери.

5.    Когда вся семья вместе, так и душа на месте.

Воспитатель:  Молодцы! В каждой семье все должны любить и уважать друг друга, взрослые заботится о младших. Ребята, расскажите, какие обязанности есть у вас в семье? (перечисление)

Воспитатель: Сейчас я достану из волшебного сундучка следующую картинку.

3. Картинка об отдыхе.

— О каком праве нам может она рассказать?  (о праве на отдых)

— Как можно отдохнуть детям? (Играть в игры, почитать книги, смотреть телевизор, купаться, гулять, спать)

— Правильно. Каждый человек имеет право на отдых, обязан уважать право другого человека на отдых, не мешать ему: соблюдать тишину и порядок, культурно вести себя в общественных местах, гостях и дома.

— Мы хорошо поработали, теперь предлагаю использовать право на отдых, поиграть в народную игру «Что мы делаем – не скажем» ну а в будущем у вас появится право на труд.(Игра наша как раз о будущем труде или о вашей помощи взрослым)

 (Дети загадывают движения, затем к ним подходит воспитатель)

Дети: Человек Рассеянный, с улицы Бассейной, прими нас на работу!

Воспитатель: А что вы умеете делать?

Дети: Что умеем, мы не скажем, а что делаем – покажем!

(Дети имитируют мытье посуды, стирка белья, уборка по дому и т.д.)

Воспитатель: Ребята, следующая картинка из волшебного сундучка.

4. Картинка о праве на образование.

— Вы скоро пойдете в школу и самой главной вашей обязанностью будет?  (посещение всех уроков и выполнение домашнего задания, стараться хорошо учиться)

— О каком праве она нам расскажет?  (Право на образование)

— Где можно получить образование? (В школе, 1. в детском саду, в училище, в институте)         

— Для чего надо учиться? (Чтобы быть грамотными, получить профессию, диплом) 

— Давайте закрепим – это право и поиграем в игру «Вставьте слово»   

— Я начинаю, а вы заканчиваете:

Самолетом управляет … летчик,

Трактор водит … тракторист,

Электричку … машинист,

Стенку выкрасил … маляр,

Доску выстругал …столяр,

В доме свет провел … монтер,

В шахте трудится … шахтер,

В жаркой кузнице  … кузнец,

Кто все знает … молодец!

— Ребята, а вы поможете мне с пословицами об учёбе?       

1.    Век живи … век учись.

2.    Учиться всегда … пригодиться.

3.    Ученье – свет, … а не ученье – тьма.

4.    Тяжело в ученье – … легко в бою.

Воспитатель: Следующая картинка из волшебного сундучка.

5.    Картинка о праве на жилище.(Предварительная работа по видам жилья)

—  О каком праве она напоминает? (О праве на жилище.)

—  Как люди обязаны относиться к своему дому? (Бережно.)

— Почему? (Потому что никто не может без разрешения заходить в мой дом и брать мои вещи.) Это право на имущество, оно неприкосновенно.

Воспитатель: Ребята, следующая картинка из волшебного сундучка.

6.    Картинка о праве на медицинский уход.

— О каком праве напоминает картинка? (о праве на медицинский уход) 

— Какая  ваша обязанность, что бы соблюдать данное правило? (стараться бережно относиться к своему здоровью: одеваться по погоде, заниматься физкультурой, больше есть овощей и фруктов).

— Ребята, пора подвести итог занятия. Как вы думаете, можно ли узнать о правах детей в сказках? (можно)

— Предлагаю вам известные сказки, попробуем определить эти права.

·        Золушка                (Право на отдых)

·        Буратино               (Право на образование)               

·        Айболит                (Право на медицинское обслуживание)

·        Три поросенка      (Право на жилище)

·        Волк и семеро козлят  (Право на семью)

— Молодцы! Вы хорошо запомнили, какие права есть у человека? Надеюсь, вы будете их соблюдать, но при этом не забывать и про свои обязанности.(Можно спросить об обязанностях)

Стих:

Лишь появится ребенок и дышать начнет едва,

У него уже с пеленок веские права!

 Он имеет право жить, развиваться и дружить;

 Иметь просторный, добрый дом

 Видеть тихий мирный сон.

 Врачей помощь получать,

 Обучаться, отдыхать,

 Быть веселым и здоровым,

 Восхищаться чем-то новым,

 И любить, и быть любимым

 Он на свете не один!

 

— Занятие окончено. Всем спасибо.