Цели и задачи:
- развивать умение отстаивать свои права и уважать права других людей, понимать и соблюдать свои обязанности;
- воспитывать чувство уважения к другим людям.
Материалы: книга «Декларация прав человека»; свидетельство о рождении; свидетельство о рождении; сундук; картинки о семье, об отдыхе, о праве на жилище, о праве на медицинский уход, картинки по сказкам: «Золушка», «Айболит», «Буратино», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка».
Предварительная работа: беседы по теме «Права ребёнка», знакомство с «Всеобщей Декларацией о правах человека», рассматривание иллюстраций, разучивание пословиц, стихов, сюжетно-ролевые игры.
Ход занятия:
Дети рассаживаются на стулья.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем говорить о самом важном документе на нашей планете – «Декларации прав человека». О чем же говорится в этом документе? (о правах)
Стих:
Мамы, папы всей страны
Это знать давно должны,
Есть права и у детишек,
Например: на чтенье книжек,
Право на заботу, ласку
И на жизнь, как будто в сказке,
Еще право быть счастливым
В нашем самом лучшем мире!
Воспитатель: Важным для всех людей, являются – наши права! Сегодня мы вспомним о том, для чего нужны права. Ведь мы много знаем о наших правах и никому не позволим их нарушать, и сами не будем нарушать права других людей. Наша задача- это хорошо запомнить их и правильно ими пользоваться.
— Ребята, так что же такое право? (Высказывания детей.)
— Где записаны эти права? (В «Декларации прав ребенка»)
— У меня в руках волшебный сундучок, давайте посмотрим, что в нем находится.
1. Свидетельство о рождении.
— Что это за документ?
(Первый документ каждого человека. Выдается после рождения.)
— О каком праве он напоминает?
(О праве на имя, фамилию, отчество.)
— Зачем нам нужно это право?
(Чтоб нас не перепутали, различали, называть друг друга по имени)
Игра « Шляпа знакомств».
Воспитатель: Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться, назвав свою фамилию, имя, отчество. (Дети по очереди называют Ф.И.О.)
– Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя.
Воспитатель: Ребята, сейчас я достану из волшебного сундучка следующую картинку.
2. Картинка семьи.
— Что изображено на картинке? (семья)
— О каком праве она говорит? (у каждого человека должна быть семья папа, мама)
– Верно, право на семью.
— А какие у вас обязанности по отношению к своим близким, которые о вас заботятся? (любить, уважать, беречь их, слушаться и т.д.)
Воспитатель: Правильно ребята, ваша обязанность- уважать взрослых людей, которые заботятся о вас.
А теперь я предлагаю вам поиграть в игру.
Игра «Назови ласково». (передаем белого голубя)
Вот мы и посмотрим, как вы называете ласково своих членов семьи. Я буду называть слово, а вы подберите к нему ласковые слова: бабушка, дедушка, папа, мама, сестра, брат, сын, дочь.
Воспитатель: Молодцы! Семья — самое дорогое, что есть у человека. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье. Дети, давайте вспомним, какие пословицы и поговорки о семье вы знаете?
Дети:
1. Семья сильна, когда над ней крыша одна.
2. Кто родителей почитает, тот счастлив бывает.
3. В хорошей семье хорошие дети растут.
4. Птица рада весне, а дитя матери.
5. Когда вся семья вместе, так и душа на месте.
Воспитатель: Молодцы! В каждой семье все должны любить и уважать друг друга, взрослые заботится о младших. Ребята, расскажите, какие обязанности есть у вас в семье? (перечисление)
Воспитатель: Сейчас я достану из волшебного сундучка следующую картинку.
3. Картинка об отдыхе.
— О каком праве нам может она рассказать? (о праве на отдых)
— Как можно отдохнуть детям? (Играть в игры, почитать книги, смотреть телевизор, купаться, гулять, спать)
— Правильно. Каждый человек имеет право на отдых, обязан уважать право другого человека на отдых, не мешать ему: соблюдать тишину и порядок, культурно вести себя в общественных местах, гостях и дома.
— Мы хорошо поработали, теперь предлагаю использовать право на отдых, поиграть в народную игру «Что мы делаем – не скажем» ну а в будущем у вас появится право на труд.(Игра наша как раз о будущем труде или о вашей помощи взрослым)
(Дети загадывают движения, затем к ним подходит воспитатель)
Дети: Человек Рассеянный, с улицы Бассейной, прими нас на работу!
Воспитатель: А что вы умеете делать?
Дети: Что умеем, мы не скажем, а что делаем – покажем!
(Дети имитируют мытье посуды, стирка белья, уборка по дому и т.д.)
Воспитатель: Ребята, следующая картинка из волшебного сундучка.
4. Картинка о праве на образование.
— Вы скоро пойдете в школу и самой главной вашей обязанностью будет? (посещение всех уроков и выполнение домашнего задания, стараться хорошо учиться)
— О каком праве она нам расскажет? (Право на образование)
— Где можно получить образование? (В школе, 1. в детском саду, в училище, в институте)
— Для чего надо учиться? (Чтобы быть грамотными, получить профессию, диплом)
— Давайте закрепим – это право и поиграем в игру «Вставьте слово»
— Я начинаю, а вы заканчиваете:
Самолетом управляет … летчик,
Трактор водит … тракторист,
Электричку … машинист,
Стенку выкрасил … маляр,
Доску выстругал …столяр,
В доме свет провел … монтер,
В шахте трудится … шахтер,
В жаркой кузнице … кузнец,
Кто все знает … молодец!
— Ребята, а вы поможете мне с пословицами об учёбе?
1. Век живи … век учись.
2. Учиться всегда … пригодиться.
3. Ученье – свет, … а не ученье – тьма.
4. Тяжело в ученье – … легко в бою.
Воспитатель: Следующая картинка из волшебного сундучка.
5. Картинка о праве на жилище.(Предварительная работа по видам жилья)
— О каком праве она напоминает? (О праве на жилище.)
— Как люди обязаны относиться к своему дому? (Бережно.)
— Почему? (Потому что никто не может без разрешения заходить в мой дом и брать мои вещи.) Это право на имущество, оно неприкосновенно.
Воспитатель: Ребята, следующая картинка из волшебного сундучка.
6. Картинка о праве на медицинский уход.
— О каком праве напоминает картинка? (о праве на медицинский уход)
— Какая ваша обязанность, что бы соблюдать данное правило? (стараться бережно относиться к своему здоровью: одеваться по погоде, заниматься физкультурой, больше есть овощей и фруктов).
— Ребята, пора подвести итог занятия. Как вы думаете, можно ли узнать о правах детей в сказках? (можно)
— Предлагаю вам известные сказки, попробуем определить эти права.
· Золушка (Право на отдых)
· Буратино (Право на образование)
· Айболит (Право на медицинское обслуживание)
· Три поросенка (Право на жилище)
· Волк и семеро козлят (Право на семью)
— Молодцы! Вы хорошо запомнили, какие права есть у человека? Надеюсь, вы будете их соблюдать, но при этом не забывать и про свои обязанности.(Можно спросить об обязанностях)
Стих:
Лишь появится ребенок и дышать начнет едва,
У него уже с пеленок веские права!
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь просторный, добрый дом
Видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть веселым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым,
И любить, и быть любимым
Он на свете не один!
— Занятие окончено. Всем спасибо.