Цель:
повышение профессиональной компетентности педагогов по организации формирования и развития осознанного безопасного поведения на дороге у дошкольников, используя театрализованную деятельность.
Актуальность:
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Приводят к этому элементарное незнание основ правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. У детей отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Они ещё не умеют в должной степени управлять своим поведением. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями в быстро меняющейся дорожной обстановке. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения.
Поэтому главная задача родителей и педагогов – доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.
Важность дошкольного приобретения навыков аргументируется тем, чтобы именно при переходе из детского сада в школу, ребёнок мог легко ориентироваться в ближайшем пространственном окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.
Гипотеза состоит в предположении того, что положительная эффективность у детей старшего дошкольного возраста по формированию навыков безопасного поведения на улице может быть достигнута, если в театрализованную деятельность будет включена информация по безопасности дорожного движения.
Введение в тему.
Очень часто мы страдаем из-за своей собственной неосторожности, беспечности. Мы забываем принять необходимые меры, чтобы оградить себя и свою семью от чрезвычайных ситуаций.
Дошкольный возраст — один из основных периодов, в котором формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы здоровья и безопасного поведения.
Данный возраст характеризуется повышенной любознательностью и попыткой узнать окружающий мир самостоятельно. Недостаточное воспитательное воздействие, как самих родителей, так и воспитателей нередко является причиной детского травматизма и смертности среди детей. И как ни печально, именно дети страдают на пожарах, на дорогах, на воде, в лесу, так как не знают, как вести себя в сложившихся экстремальных ситуациях.
Необходимо дать детям знания о правильном поведении на улице, в транспорте и т.д.
Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице,
поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.
Образовательная деятельность должна строится на основе познавательно-поисковой деятельности. Вначале ООД перед детьми ставится цель в виде проблемы. Затем выстраивается цепочка вопросов и заданий, подводящая детей к «открытию» новых знаний.
Виды вопросов: вопросы на установление причинно-следственных связей (Почему? Что будет если?..); вопросы, предполагающие выбор определенного варианта ответа (К какому вида транспорта можно отнести плот? Это грузовой или пассажирский вид транспорта?); проблемная ситуация (Нужно перейти дорогу, а светофора нет. Что делать?); вопросы, требующие осознания способа действия (как ты узнал?).
Использование театрализованной деятельности в воспитательно-образовательном процессе в дошкольном учреждении – это один из самых новых и актуальных вопросов в отечественной дошкольной педагогике. Игры-драматизации, постановка спектаклей старшими дошкольниками, демонстрация их родителям и детям младшего возраста обеспечивают наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.
В работе по формированию знаний о правилах дорожного движения у дошкольников используют различные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый, театр игрушек, театр картинок.
Для обобщения знаний детей по правилам дорожного движения, начиная со старшей группы, можно и нужно использовать следующие формы работы: беседа-диалог, игра-драматизация, спектакль, инсценировка, кукольный театр, пантомима и другие.
Тут ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой и самостоятельно решает проблемные ситуации. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой. Игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно использует свои средства выразительности: интонацию, мимику, пантомиму. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью, тем самым разбирая разные ситуации на дорогах города. Игры-драматизации с пальчиками – атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа.
Импровизация – разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки, очень сложная, но и интересная игра. Воспитание будущих пешеходов как часть общей культуры закладывается в детстве. Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа.
Полученные знания дети закрепляют в театрализованных играх: «В гостях у инспектора ГИБДД», «Пешеходы», «Светофор – лучший друг», «Автошкола»; представлениях: «Школа светофорных наук», «Правила дорожные детям знать положено»; инсценировании сказок «на новый лад» «Колобок», «Теремок», «Репка» и т. д. с использованием элементов ПДД; Реализация данного раздела по безопасности позволяет сформировать у детей необходимые представления и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах:
- Обогащен словарный запас детей по лексическим темам: «Безопасность дорожного движения», «Транспорт в городе», «Профессии на транспорте».
- Систематизированы представления о различных видах транспорта, о правилах дорожного движения и дорожных знаках.
- Изготовлены макеты дорожных знаков для самостоятельных игр, атрибуты для театрализованных игр.
- Повышена компетентность родителей в вопросах касающихся правил дорожного движения и безопасного поведения ребёнка на улицах города.
3 часть. Игралочки для взрослых.
1 задание. Игровой тренинг «Закончи предложение».
1 команда
- Если съесть грязную сосульку, то… (может возникнуть отравление, дизентерия, заражение глистами, будет болеть горло)
- Если бы горящая бумага упала на мягкое кресло, то. (может случиться большой пожар)
- Если ты развёл костёр, то…. (не забудь потушить огонь, чтобы не разгорелся лесной пожар)
- Если попробовать незнакомую ягоду, то (можно отравиться)
- Если брать острые предметы, то… (можно порезаться)
2 команда
- Если у вас поднялась температура, то… (надо вызвать врача, дать лекарство)
- Если пойти гулять одному по незнакомому городу, то (можно потеряться, заблудиться)
- Если вы забыли выключить утюг, то… (может произойти пожар)
- Если вам предлагают поиграть со спичками, то… (нужно отказаться)
- Если ты погладишь незнакомую собаку, то (она может тебя укусить)
2 задание. «Ах, эти сказки».
1 команда
— В каких сказках говорится о том, что опасно оставлять ребенка без присмотра
(«Колобок», «Гуси – лебеди», «Кошкин дом», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и т. д.)
2 команда
-В каких сказках показано, что случается, если маленький герой сбежит в неизвестное место («Колобок», «Буратино»)
3 задание «Наши советы».
Составьте сказочные советы и выводы для детей по сказке «Заюшкина избушка».
4 часть Имитационная игра
Сценарий театрализованного представления «Правила дорожного движения» (по мотивам русской народной сказки «Теремок»).
Цель: формировать знания детей о правилах дорожного движения, дорожных знаках предупреждающего и запрещающего значения.
Задачи:
- закреплять знания детей о дорожных знаках;
- развивать устную связную речь;
- развивать актерское мастерство, фантазию у детей;
- воспитывать навыки осознанного пользования знаниями дорожного движения в повседневной жизни.
Материал: шапочки с изображением животных, настольный макет по ПДД. Игрушки: машина, автобус, велосипед, теремок.
ХОД:
Воспитатель показывает шапочки с изображением героев сказки.
– Дети, как вы думаете из какой сказки эти звери? (ответы детей)
– Правильно. Сказку эту мы знаем. А давайте придумаем новую сказку «Теремок» на новый лад. Как вы думаете, зачем нам дорога с домами и улицами? (ответы детей)
– Молодцы! Мы придумаем сказку «Теремок» с правилами дорожного движения. И так помогайте мне. Дети вместе с воспитателем начинают сказку.
Стоит в поле Теремок, Теремок. Он не низок, не высок, не высок
Вдруг по дороге Мышка бежит, увидала дорожный знак и стоит (дорожный знак «Пешеходный переход»)
Воспитатель: «Подскажите, ребята, что нужно сделать Мышке? » (перейти дорогу по пешеходному переходу)
– Правильно. Молодцы! Перешла Мышка по пешеходному переходу дорогу и пришла к Теремку. Стучит в дверь.
– Кто, кто в Теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?
Никто не ответил Мышке. Зашла она в Теремок и стала жить поживать.
Стоит в поле Теремок, Теремок. Он не низок, не высок, не высок.
Вдруг по дороге Заяц бежит, увидал дорожный знак и стоит… (дорожный знак «Автобусная остановка»)
Воспитатель: «Подскажите, ребята, что нужно сделать Зайке? » (встать на остановке, дождаться автобуса и доехать на нем до Теремка)
– Правильно. Молодцы! Сел Заяц в автобус и приехал к Теремку. Стучит в дверь.
Кто, кто в Теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?
А Мышка ему отвечает: «Я Мышка-норушка. А ты кто? »
Заяц: «А я Зайка-попрыгайка»
Мышка: «Заходи! Давай вместе жить».
Зашел Зайка в Теремок и стали они жить да поживать. А мы дольше сказку продолжаем.
Стоит в поле Теремок, Теремок. Он не низок не высок, не высок.
Вдруг по дороге Лисичка бежит, увидала дорожный знак и стоит… (дорожный знак «Велосипедная дорожка»)
Воспитатель: «Подскажите, ребята, что делать Лисичке? » (ответы детей)
-Правильно. Села Лисичка на велосипед и поехала к Теремку. Стучит в дверь.
Кто, кто в Теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?
Мышка ей отвечает: «Я Мышка-норушка»
Зайка: «Я Зайка-попрыгайка. А ты кто? »
Лиса: «А я Лисичка-сестричка. Давайте вместе жить»
Зашла Лисичка в Теремок и стали они вместе жить да поживать. А мы дальше сказку продолжаем.
Стоит в поле Теремок, Теремок. Он не низок, не высок, не высок.
Вдруг по дороге Волк бежит, увидал чудо трехглазое и стоит… (светофор)
Воспитатель: «Помогите, ребята, Волку. Подскажите, что ему надо делать? (ответы детей).
Правильно. Перешел Волк дорогу на зеленый свет светофора и пришел к Теремку. Сучит в дверь.
Кто, кто в Теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?
Мышка ему отвечает: «Я Мышка-норушка»
Заяц: «Я Зайка – попрыгайка»
Лиса: «А я Лисичка-сестричка. А ты кто? »
Волк: «А я Волк – зубами щелк. Давайте вместе жить».
Зашел Волк в Теремок и стали они жить да поживать. А мы дальше будем сказку рассказывать.
Стоит в поле Теремок, Теремок. Он не низок, невысок, невысок.
Вдруг по дороге Медведь на машине мчится. Увидел знак…
– Какой знак увидел Медведь? (дорожный знак «Проезд запрещен»)
Какой это знак, ребята? (запрещающий).
– Но не обратил внимания Медведь на запрещающий дорожный знак «Проезд запрещен» и помчался дальше. Да так быстро, что со всего маху врезался в Теремок. Теремок пошатнулся и развалился, а из него выскочили испуганные звери. Стали Медведя ругать, что он не соблюдает ПДД. Стыдно стало Косолапому. Попросил Медведь у всех прощения. Предложил построить новый Теремок.
Звери: «Хоть и виноват Медведь, мы ему поможем.
Чем о Теремке жалеть, лучше новый сложим! »
Воспитатель: «И стали они жить поживать и дорожные знаки и правила соблюдать. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!
5 часть Моделирование
Цель: организовать самостоятельную работу слушателей для усвоения ими эффективных способов обучения.
Задание: составить из набора слов окончание сказки «Колобок» на «новый лад».
По дорожке Колобок
Вкривь и вкось, и даже в бок
От бабули укатился
И, представьте, заблудился.
Как ему домой добраться,
Чтоб с лисой не повстречаться?
На пути его дорога,
И до дома уж немного…
Но пешеходный переход
Лишь только в метрах ста вперед,
А дом напротив оказался,
Тут Колобок наш растерялся.
1 команда
1) Герой решил не рисковать
И к переходу побежать.
Ведь знают все, и даже дети,
Что жизнь важней всего на свете!
(Рисковать, решил, не, герой, переходу, и, побежать, к, все, и, знают, дети, ведь, даже, важней, на, всего, жизнь, что, свете)
2 команда
2) Подумал: «Здесь пройду легко,
До перехода далеко».
Что было дальше – неизвестно,
Опасно это, скажем честно.
(Легко, подумал, пройду, здесь, далеко, перехода, до, было, неизвестно, дальше, что, честно, скажем, опасно, это)
6 часть. «Проблемные ситуации на дороге»
(Командам раздаются карты с изображением проблемных ситуаций на дороге, размером А-4; по 2 шт. каждой команде).
7 часть. Рефлексия
Цель: обсуждение результатов совместной работы, а также увиденного и услышанного на семинаре.
Завершить наш семинар-практикум мне хочется словами.
Философы говорят, что «жизнь измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них» уверена, что эмоциональная память сохранит атмосферу нашего семинара. Спасибо вам! Берегите себя и своих близких.
Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности бед избежать,
А где надо – на помощь позвать.