Цель: дать представление об окружающей нас среде, взаимосвязях человека с природой, влиянии деятельности человека на природу.
Задачи:
Образовательные:
- обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, в жизни животного и растительного мира;
- способствовать углублению и обобщению имеющихся у детей знаний о воде.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе и заботу о ней;
- прививать чувства любви к Родине через заботливое отношение к воде.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций об обитателях в водоемах, морях, реках, чтение книг и рассказов, загадывание загадок, наблюдения, беседы.
Материалы и оборудование: влажные салфетки, клеенки, банки с водой, синяя гуашь, активированный уголь, фигурки рыб, людей, животных, завод игрушек, завод обуви, воронка, вата, баночки, бумажный цветочек, ванночка с водой, трубочки из бумаги.
Форма занятия: практическая работа
Ход занятия:
— Ребята, как вы думаете, что такое природа?
(природа – это солнце, воздух, вода, деревья и т.д.)
— Правильно! Все, что вы перечислили и есть природа. Очень часто от взрослых, по телевизору можно услышать слово «Катастрофа». Как вы понимаете это слова? Родители, помогайте.
(Это когда происходит горе, беда, трагедия, авария)
— Правильно, но беда случается не только с человеком, но и с природой. Как болеет природа? Кто наносит ей вред? И чем мы можем помочь? Вот об этом мы сегодня и поговорим.
— Я хочу рассказать вам сказку, а вы мне будете помогать.
— Жила-была в широком поле речка (выставляю банку с чистой водой).
Посмотрите, вода в речке какая?
(Чистая, прозрачная)
— Давайте назовем речку «Чистая» вы согласны со мной? И жили в речке… Кто, живет в речке?
(Рыба, водоросли, ракушки, раки и т.д.)
(вывешиваем на банку изображения рыб)
— Приходили к речке разные животные. Кто?
(Коровы, лошади)
(выставляем игрушки различных животных)
— Как вы думаете, что делают животные у реки?
(Животные пьют воду, купаются, жуют сочную траву)
— Любили приходить на речку люди.
(выставляем фигурки людей)
— Зачем люди приходят на речку?
(Ловить рыбу, отдыхать, купаться)
— Течет речка, людей и животных радует и беды не знает. И пришли как-то люди и решили на берегу речки построить завод, который будет делать игрушки. Вы любите играть с игрушками? Вот такой завод и построили (выставляем банку с изображением завода, на дне синяя гуашь). И стали люди из реки брать воду для завода (наливают из банки воду). Стало меньше в реке воды? Построили люди еще один завод. Завод обуви (выставляют банку, на дне активированный уголь). И стали они тоже брать воду. Берут люди воду из речки чистую, а обратно выливают какую?
(Выливают грязную воду).
— Посмотрите на нашу речку. Что с ней произошло?
(Вода стала грязная и мутная)
— можно такую речку теперь называть «Чистой»? не смогли жить в нашей речке речные обитатели. Исчезли рыбы, водоросли и т.д. Не стали приходить люди, отдыхать. И животные больше не пьют воду, не жуют сочную траву. Заболела наша река. Что произошло с ней?
(Произошла беда, горе, катастрофа).
— Стали люди думать, как помочь реке. Решили построить завод, который не будет загрязнять воду, а наоборот очищать. Для этого им нужны фильтры. На заводе большие специальные фильтры, их много. Я вам сейчас покажу, как они очищают воду.
Опыт:
— У нас есть воронка, в нее мы кладем вату – это будет наш фильтр, через который мы пропустим загрязненную воду.
— Вот видите, какая грязная вода из реки (показать).
— Выливаем грязную воду через фильтр. Посмотрите, какая вода получилась после очистки?
(Вода чистая, прозрачная)
— Давайте вместе поможем нашей речке. У вас на столе стоят две баночки. Одна с грязной водой, а другая с воронкой и фильтром. Перелейте аккуратно грязную воду в баночку через фильтр.
— А теперь смотрите, что осталось на фильтре?
(Грязь, песок)
— А вода, какой стала?
(Чистой, прозрачной)
— Вот так люди спасли речку. И сохранили природу.
Физминутка «Как приятно в речке плавать!»
Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.
— Давайте проверим, распустятся ли у нас цветочки в чистой воде. Порадуют нас.
Опыт:
— У вырезанного цветочка из бумаги закрутим к серединке лепесточки. Поместим наш цветочек в емкость с водой и посмотрим, что произойдет. Цветок распустился.
Итог занятия.
— Что мы сегодня с вами делали на занятии? (Очищали воду)
— А кто был виноват, что речка стала погибать? (Люди, заводы)
— Кто спас речку? (Люди)
— А мы с вами легко справились с очисткой воды? Что вызвало затруднения?
— От кого зависит чистота и здоровье нашей природы? Как нужно относиться к ней? Чего нельзя делать в природе?
— Давайте, чтобы не произошло трагедии с природой, будем беречь, и охранять ее.
Раздача буклетов. Обратная связь.