Тема: Развитие речи детей 4-5 лет.
Цель: Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.
1. Вступление. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть в нашем семейном клубе «Первые шаги». Тема нашей встречи «развития речи наших детей»
Время пролетает очень быстро, и вы не заметите, как настанет пора собираться в школу, где в первую очередь обращают внимание: на речь ребенка, как он рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата, разнообразна его речь.
Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.
Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас?
В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.
2. Что делать надо дома:
1. В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью.
2. Во – вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу, психиатру)
3. И очень просим вас относиться к этому спокойно, не пугайтесь, если ребенка направят к психиатру. Это хороший врач и он поможет. Мало ли какие проблемы возникнут
4. Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, развивают слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное.
5. Общаясь с ребёнком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребёнка и о его близких, об увлекательных прогулках в природу, за город и т.д. Чем больше мы разговариваем с ребёнком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития.
6. Задумайтесь, как часто вы говорите ребенку эти фразы:
· Ты самый любимый!
· Ты очень многое можешь!
· Что бы мы без тебя делали?!
· Иди ко мне!
· Садись с нами!
· Я помогу тебе.
· Я радуюсь твоим успехам
· Расскажи мне, что с тобой
Все перечисленные рекомендации и не только мы прописали в буклете.
Логопедические обследования, проводимые ежегодно в детском саду, показывают, что состояние речи детей среднего возраста (4— 5 лет) часто не соответствует возрастной норме, а ведь к четырем годам все звуки уже должны быть полностью сформированы и правильно употребляемы в речи.
Сегодня в наш кружок мы пригласили учителя-дефектолога Каверу Софью Александровну.
— Она расскажет, чем занимается в детском саду.
Выступление логопеда.
— Предлагаем ответить на вопросы нашей анкеты и совместно с логопедом узнать, что мы делаем не правильно.
3. Анкеты «Как развить речь ребенка»
№ Вопрос
Ваше мнение
1. С какого возраста нужно обращаться к логопеду за помощью? Почему?
2. Что подразумевается под общением взрослого и ребёнка?
3. В какие речевые игры вы играете дома с ребенком?
4. Читаете ли вы книжки? Обсуждаете ли прочитанное? Для чего это необходимо?
5. Как часто вы бываете на природе, обсуждаете ли происходящее вокруг? пример:
6. Называете ли вы ребенка ласковыми словами? Какими? Может он это повторить?
7. Здороваясь утром с солнышком, скажите ему ласковые слова – признаки:
8. Решите проблемную ситуацию:
В вестибюле детского сада, в вольере, жили два попугая. Все дети имели возможность их покормить печеньем, хорошо рассмотреть, однако никто особенного интереса к ним не проявлял, кроме тех случаев, когда птицы начинали кричать.
Тогда воспитанники соседней, средней группы, по очереди выбегали к ним, грозили пальцем: «Кеша – хороший, а Маша – плохая! Она кричит все время!» Однако когда на занятиях по развитию речи в той же группе зашла речь о попугаях, дети не смогли рассказать о птицах: какие у них перья, клюв и т.д.
Можно ли утверждать, что маленькие дети не наблюдательны? Чем объяснялось неумение детей рассказать о попугае? Как следует организовать наблюдение детей в данном случае?
9. Как жестами можно рассказать стишок:
Я рубашку сшила мишке.
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить
И платочек положить.
(предложите свой)
Ваши вопросы логопеду.
Анкета обратной связи.
Анкета
№ Вопрос
Ваше мнение
1. С какого возраста нужно обращаться к логопеду за помощью? Почему?
2. Что подразумевается под общением взрослого и ребёнка?
3. В какие речевые игры вы играете дома с ребенком?
4. Читаете ли вы книжки? Обсуждаете ли прочитанное? Для чего это необходимо?
5. Как часто вы бываете на природе, обсуждаете ли происходящее вокруг? пример:
6. Называете ли вы ребенка ласковыми словами? Какими? Может он это повторить?
7. Здороваясь утром с солнышком, скажите ему ласковые слова – признаки:
8. Решите проблемную ситуацию:
В вестибюле детского сада, в вольере, жили два попугая. Все дети имели возможность их покормить печеньем, хорошо рассмотреть, однако никто особенного интереса к ним не проявлял, кроме тех случаев, когда птицы начинали кричать.
Тогда воспитанники соседней, средней группы, по очереди выбегали к ним, грозили пальцем: «Кеша – хороший, а Маша – плохая! Она кричит все время!» Однако когда на занятиях по развитию речи в той же группе зашла речь о попугаях, дети не смогли рассказать о птицах: какие у них перья, клюв и т.д.
Можно ли утверждать, что маленькие дети не наблюдательны? Чем объяснялось неумение детей рассказать о попугае? Как следует организовать наблюдение детей в данном случае?
9.Как жестами можно рассказать стишок:
Я рубашку сшила мишке.
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить
И платочек положить.
(предложите свой)