Семейный клуб «Первые шаги». Руководители: О.Л. Макашова и Ю.А. Ястребова

Цель клуба: создание единого образовательного пространства «Дошкольное образовательное учреждение  — семья».

Задачи:

  • обучение навыкам эффективного взаимодействия родитель-ребенок;
  • выявление положительного опыта семейного воспитания;
  • содействие сплочению родительского коллектива с целью предупреждения межличностных конфликтных ситуаций;
  • установление доверительных отношений между родителями и дошкольным образовательным учреждением.

Правила группы:

1. Единая форма обращения друг к другу по имени;

2. Общение по принципу “здесь и теперь”;

3. Конфиденциальность всего происходящего;

4. Персонификация высказываний;

5. Уважение к говорящему. Говорим только по одному;

6. “Не опаздывать!”

Во время занятий создается некоторое энергетическое пространство, которое надо беречь. Опаздывающие или попусту болтающие участники “разряжают” его.

Модели поведения родителей:

  • Авторитетная модель.

«Родители, практикующие эту модель, проявляет теплоту, интересуется делами ребенка. Они готовы оказать ему эмоциональную поддержку, но при этом твердо определяют его линию развития, устанавливают ограничения. Для этого стиля воспитания характерны позитивные  взаимоотношения между родителями и детьми, чаще применяются поощрение и похвала, а не наказание.

Авторитетные родители осознают, что дисциплина наиболее эффективна в атмосфере любящей семьи. Кроме того, их любовь безусловна, она не зависит от поведения ребенка. У детей авторитетных родителей наблюдается здоровая самооценка, хорошие отношения со сверстниками, они уверены в себе, независимы и добиваются успехов в учебе.

  • Разрешающая модель.

Выделяют два вида разрешающей модели поведения родителей: допускающее-снисходительное и равнодушное:

  • допускающее-снисходительные родители могут проявлять любовь и теплоту, но, судя по их поведению, руководствуются убеждением, что дети должны самостоятельно познавать мир. Правила и границы, которые устанавливают такие родители, весьма сложно определить. Ребенок начинает сам устанавливать в доме порядки;
  • равнодушные родители не потакают своим детям, но при этом не в состоянии организовать порядок в жизни детей. Отсутствует позитивное взаимодействие, которое является основой эмоционального развития личности.

Дети, воспитанные родителями с разрешающим стилем поведения требовательны, плохо принимают решения и легко выходят из себя. И в этом нет ничего удивительного, потому что дети безучастных, равнодушных родителей не чувствуют, что их любят и принимают, безусловно.

Методы воспитания, которые редко используются родителями

       Игра – незаменимый способ общения с детьми. Например: собирание игрушек, одевание.

       Юмор, шутка – могут быть намного более действенны, чем замечание, и при этом не портятся отношение и настроение.

       Договор – необходим в общении с детьми. Например: родители покупают ребенку ту игрушку, которую он сам себе выбирает. Но при этом он обязан сам ухаживать за ней.

       Семейный дневник – поможет выяснить отношения, если это трудно сделать в личной беседе из-за смущения, сильных чувств. Можно по очереди записывать мнения по поводу какой-то проблемы в одну тетрадь, чтобы была возможность у другого члена семьи поразмыслить над точкой зрения другого.

Памятка родителям «Чтобы ребёнок чувствовал себя любимым…»

      1) Разговаривая с ребенком, старайтесь смотреть ему в глаза. С одной стороны, ребенок будет чувствовать свою значимость для вас, с другой – вам легче будет контролировать уровень понимания ваших обращений.

      2) Старайтесь слышать ребенка, его душевные потребности, переживания.

      3) Пожелайте ребенку в начале дня «доброго утра», а в конце дня «спокойной ночи». Помните, что в первые 30 минут после сна и последние 30 минут до сна в доме должна царить атмосфера спокойствия, любви и ласки — это залог сохранения крепкой нервной системы у вас и у вашего ребенка.

   4) Во многих семьях есть хорошая традиция, когда перед сном самый близкий для ребенка взрослый присаживается на постель, гладит малыша и ведет разговор о том, как прошел день, что было хорошего. А что было трудного? «Ты у меня молодец, — говорит взрослый, — мы с тобой вместе справимся со всеми трудностями. А теперь – спокойной ночи! Пусть тебе снятся только светлые сны». Регулярно спрашивайте ребенка о том, как прошел его день, что было интересного, нового, что заставило огорчиться, что радовало. Это поможет Вам всегда быть в курсе жизни ребенка, а ребенка приучать к анализу своей деятельности, вырабатывает потребность делиться с родителями своими заботами.

      5) Для нормального самочувствия ребенку необходимо минимум 8 объятий в день. Не забывайте ласково обнимать своего ребенка, сколько бы лет ему не было. Хвалите ребенка за малейшие успехи, искренне радуйтесь вместе с ним малейшим достижениям!

Положение о семейном клубе «Первые шаги»

  1. Общие положения.

1.1.Семейный родительский клуб  «Первые шаги»  (Далее Семейный клуб) создается на базе дошкольного образовательного учреждения МБДОУ «Детский сад №44» с целью установления сотрудничества детского сада и семьи в вопросах преемственности воспитания детей дошкольного возраста, посещающих дошкольное образовательное учреждение, и создания системы психолого — педагогического сопровождения родителей в процессе образования ребенка в период дошкольного детства.

1.2. Клуб осуществляет свою деятельность в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, действующего законодательства РФ в области образования, Законом об образовании, Уставом МБДОУ, настоящим положением.

1.3. Клуб    является дополнительным компонентом воспитательного процесса, где родители и педагоги детского сада могут получить знания и развивать свои умения, чтобы в дальнейшем объединить свои усилия и обеспечить ребенку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома.

1.4.Основными принципами Семейного клуба являются: добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики, конфиденциальность.

1.5. Целью и  задачами Семейного клуба являются:

Цель – создание единого образовательного пространства «Дошкольное образовательное учреждение  — семья».

Задачи:

  • повышение психолого — социально — педагогической культуры родителей;
  • выявление положительного опыта семейного воспитания;
  • содействие сплочению родительского коллектива с целью предупреждения межличностных конфликтных ситуаций;
  • установление доверительных отношений между родителями и дошкольным образовательным учреждением;
  • обогащение детско-родительские взаимоотношений при проведении совместных мероприятий при уделении особого внимания пропаганде здорового образа жизни, профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья детей.
  • популяризация деятельности дошкольного образовательного учреждения среди родительской общественности.

1.6. Участниками Семейного клуба являются дети 3-7 лет, посещающие дошкольное образовательное учреждение, их родители (законные представители), педагог-психолог, социальный педагог.

1.7. Семейный клуб осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим Положением.

1.8. Основные направления деятельности:

  • оказание психолого-социально — педагогической помощи и поддержки родителей в вопросах развития и воспитания дошкольников;
  • выявление и трансляция положительного опыта семейного воспитания;
  • повышение психолого-педагогической компетентности родителей.

2.Права и обязанности участников.

2.1. Родители – члены Семейного клуба имеют право:

  • на получение квалифицированной консультативной помощи по уходу за ребенком, проблемам воспитания и развития;
  • на получение практической помощи в организации занятий с детьми дома;
  • на высказывание собственного мнения и обмен опытом воспитания детей;
  • участвовать в планировании работы Семейного клуба.

2.2. Дошкольное образовательное учреждение имеет право:

  • на выявление, изучение и распространение положительного опыта воспитания;
  • на внесение корректировки в план работы Семейного клуба в зависимости от возникающих проблем, запросов, актуальности;

2.3. Дошкольное образовательное учреждение обязано:

  • планировать работу Семейного клуба в соответствии с выявленными запросами родителей и психических закономерностях развития детей данного дошкольного возраста;
  • предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям;
  • соблюдать принцип конфиденциальности в решении возникающих проблем семейного воспитания.

2.4. Родители – члены Семейного клуба обязаны:

  • уважать мнение друг друга в процессе обсуждения вопросов образования детей;
  • соблюдать принцип конфиденциальности в работе Семейного клуба;
  • принимать активное участие в работе Семейного клуба.

3. Организация деятельности клуба.

3.1. Работа Семейного клуба осуществляется на базе дошкольного образовательного учреждения МБДОУ «Детский сад №44»

3.2. Деятельность Клуба осуществляется в соответствии с годовым планом МБДОУ.

3.3. Работа Семейного клуба планируется по результатам опроса родителей и рекомендациям специалистов дошкольного образовательного учреждения.

3.4.   Работа Клуба организуется с учётом возраста детей.

3.5.   Заседание Клуба проводится не менее 2-х  раз в месяц и по мере необходимости.

3.6.   Решения Клуба для сотрудников и родителей носят рекомендательный характер.

3.7.   Руководители Клуба:

  • Составляют план работы Клуба;
  • Подбирают методическую литературу;
  • Подбирают необходимый материал для проведения мероприятий;
  • Организуют деятельность Клуба;
  • Информируют членов Клуба о предстоящем мероприятии;

3.8. Формы организации работы Семейного клуба:

  • консультации;
  • семинары-практикумы;
  • интегрированные занятия;
  • психологические тренинги;
  • практикумы;
  • анкетирование;
  • наглядная информация;
  • обсуждение и распространение опыта семейного воспитания.

3.9. Срок действия Клуба неограничен.

4. Документация.

4.1. Положение о клубе.

4.2. Приказ о создании клуба.

4.3. Приказ об утверждении руководителей клуба.

4.4. План работы Семейного клуба.

4.5. Список участников клуба.

4.6. Конспекты проведенных мероприятий.

5. Ожидаемый результат.

5.1. Повышение компетенции родителей и построение эффективного взаимодействия с семьями обучающихся в целях полноценного развития каждого ребёнка.

 

 

Более подробную информацию  можно узнать в разделе»О САДЕ» в  РУБРИКЕ ПСИХОЛОГА.