Родительский всеобуч «Как воспитывать ребенка, не наказывая его!» Материал подготовили и разработали: педагог-психолог Макашова О.Л., социальный педагог Ястребова Ю.А. 2016 год

Тема: «Как воспитывать ребенка, не наказывая его»

Форма проведения: практическое занятие с элементами деловой игры.

Цель: обучение родителей навыкам ненасильственного взаимодействия с детьми.

 I.    Вступление

Мы рады приветствовать всех, кто пришел на сегодняшнее занятие. Значит, у Вас есть вопросы, возможно, есть неразрешенные ситуации во взаимодействии со своими детьми, а может быть, есть проблемы, которые Вам бы хотелось сегодня обсудить со специалистами нашего учреждения.

II.    Приветствие группы

Педагог-психолог: в хаотичном порядке бросает мяч родителям.

Вопросы ведущего:

1.    Как вы проводите свое свободное время с ребенком?

2.    Какая любимая книга у вашего ребенка?

3.    Как ваш ребенок проводит свободное время?

4.    Какие отношения у вас с ребенком?

5.    Какое учебное заведение посещает ваш ребенок?

6.    Доверяете ли вы своему ребенку?

7.    Сколько лет вашему ребенку?

8.    Какую черту характера вы цените больше всего?

9.    Какой знак зодиака у вашего ребенка?

10.Как ваш ребенок проявляет свою любовь к вам?

11.Сколько у вашего ребенка друзей?

12.Как зовут друзей вашего ребенка?

13.Любимое блюдо вашего ребенка?

14. Какие домашние обязанности выполняет ребенок?

15.Какой любимый предмет в школе?

16.Как вы поощряете своего ребенка?

III. Актуализация темы

Быть волевым, держать свои действия на контроле трудно и ребенку и взрослому. Однако мы себе – любимому многое прощаем. В то время как к ребенку бываем излишне требовательны. ПОЧЕМУ? А что происходит, когда ребенок не выполняет наши требования? Как правило —  родители прибегают к НАКАЗАНИЯМ.

Сегодня на занятии мы постараемся ответить на вопросы:

1.      Можно ли воспитывать ребенка, не наказывая его?

2.      Как это делать?

IV. Основная часть

1.    Блиц-опрос

1) на данные вопросы родители отвечают, загибая пальцы на правой руке, в случае согласия с утверждением вопроса:

·       Убеждены ли вы в том, что для того, чтобы научиться чему-нибудь, ребенку надо преодолеть определенные трудности в строгом родительском общении с ним?

·       Убеждены ли вы в том, что вам следует контролировать поведение своего ребенка?

·       Убеждены ли вы в том, что ваш ребенок должен, в некоторой степени, побаиваться вас, чтобы вы смогли заставить вести себя должным образом?

·       Убеждены ли вы в том, что ваш ребенок должен четко уяснить для себя, что вы – взрослый человек, а он всего лишь ребенок?

2) на данные вопросы родители отвечают, загибая пальцы на левой руке, в случае согласия с утверждением вопроса:

·       Убеждены ли вы в том, что должны позволять своему ребенку делать все, что он хочет, чтобы не уменьшить его любознательности и не загасить в нем творческие порывы?

·       Убеждены ли вы в том, что должны оберегать своего ребенка от неприятных переживаний, с которыми он может столкнуться в жизни?

·       Убеждены ли вы в том, что вам следует терпеливо относиться к плохому поведению до тех пор, пока вы не выйдите из себя, и только затем у вас появится право разозлиться на своего ребенка?

Если, отвечая на вопросы 1) вы согласились с тремя-четырьмя высказываниями, то вы чересчур строгий родитель.

Если, отвечая на вопросы 2) вы согласились с двумя-тремя высказываниями, то вы чересчур добрый родитель.

Основным препятствием, затрудняющим воплощение в жизнь идеи доброты и строгости одновременно, так, чтоб это было гармонично, является примешивание сюда нашей озлобленности, с которой мы добиваемся желаемого. Многие из нас научились в гневе требовать от людей того, что хотим мы, принудительно воздействуя на них.

2.        Мини-лекция.

Знакомы ли нам такие ситуации из жизни наших детей?

— взял потихоньку что-нибудь без спроса

— бросал в кошку камнем

— разбил вазу и поставил так, чтобы не было видно

— подслушивал разговор взрослых

— испачкала новое платье

— солгал

— стер двойку в дневнике

— курил

— разозлился и сказал грубое слово

Ваши действия? Наиболее распространенной формой воздействия все еще остаются НАКАЗАНИЯ.

Виды наказания детей.

v     Физические наказания (ремень, пощечины, тумаки…)

Миф – физическое наказание эффективно потому, что оказывает влияние на кого угодно.

Родитель – имеет слабый сознательный контроль, находится в состоянии «клинча».

Ребенок – испытывает острое чувство страха ® быстро подчиняется ® просит прощения (правда не ребенок, а его инстинкт самосохранения, животный страх) ® ребенок изменяет поведение (только перед взрослым, который его физ. наказал, но не перед другими) ® идет подавление ребенка ® ребенок может попасть под влияние плохого лидера, либо сам станет агрессивным.

v    Наказание – лишение родительской любви (от игнорирования на какое-то время, до оставления ребенка одного, угрозы или уход родителя из дома)

Реакции ребенка:

 Если он знает, что такое родительская любовь, то у него возникнет чувство страха (особенно тяжело реагируют на лишения любви  дети дошкольного возраста – этого делать нельзя).

Если ребенок особенно не «избалован» родительской любовью, то данный способ наказания ничего не дает, то есть не меняет ситуацию.

v    Наказание – психологические (угрозы, унижения, оскорбления, чрезмерные требования, запрет чего-либо, негативное оценивание и др.)

3.        Работа в группах

1)    Распределение в группы;

2)    Задание для групп;

Определите ответные реакции ребенка  на психологическое наказание  (Приложение 1). Запишите всевозможные варианты.

Сделайте вывод о том, как ответные реакции ребенка могут повлиять на дальнейшую жизнь ребенка. Каким он может стать.

3)    Ознакомить родителей с ответными реакциями детей, которых наказывают (Приложение 2)

4.        Дисциплина вместо наказания

Существуют ненасильственные (в физическом и психологическом смысле) дисциплинарные воздействия.

Дисциплина нужна, чтобы учить, в то время как наказание используется для внешнего контроля и возмездия.

Чтобы научить чему-то своего ребенка, надо либо объяснять (доступно возрасту ребенка), либо показывать на собственном примере как это делается.

Если ребенок не прислушивается к вашим словам и не следует вашим примерам, необходимо заключать с ребенком совместный  (двухсторонний) договор.

Запомните!!! Наказание – это признак вашего, родительского бессилия.

Если вы наказываете ребенка, значит, вы не смогли: услышать, прочувствовать, понять и принять своего ребенка.

5. Мини-лекция  « Роль  любви  в  детско-родительских  отношениях. Виды  родительской  любви».

Отношение  родителей  к  ребенку  очень  сильно  влияет  на  его  жизненный  сценарий  (какую  модель  поведения  он  будет   строить), т.е.  на  его успешность  в  жизни.  Особенно  важную  роль  играет  в  этих  отношениях  любовь  матери  к  ребенку.

Если  мать  не желает  ребенка, то  уже  во  время  внутриутробного  периода  у  ребенка  может  возникнуть отторжение  матери  (не  произойдет  прилепления  к  матери). В  дальнейшем  он  может все  больше  и  больше  отходить  от  матери.

Очень  часто  в  либеральных  семьях  наблюдается  чрезмерно  разрешающая  мать  и  пассивный, отсутствующий  отец.

Встречаются  также  семьи, где  преобладает  попустительская  любовь. При  попустительской  любви  родители  любят  до  такой  степени, что  все  прощают  ребенку.

В  других  семьях может  присутствовать  холодность  к  ребенку  (игнорирование  чувств  ребенка). Как  при  попустительской  любви, так  и  при  холодности  в  отношениях  с  ребенком  не  происходит   его позитивного  развития. 

При  попустительской  любви  ребенок  выходит  за  рамки  дозволенности  и  нарушает  нормы  поведения. Это  может  приводить  к  развитию  у  ребенка  властного  поведения. Когда  ребенок  демонстрирует  в  семье  власть? 

При  «отсутствии»  у  родителей  любви  к  ребенку (холодность, неумение  выражать  любовь), у  него  может  наблюдаться  месть  по    отношению  к  родителям  или  к  окружающим  в  целом. Как  ребенок  мстит? 

Может  также  наблюдаться  неконструктивное  поведение – привлечение  внимания.

Истинная  любовь – это  не  демонстрация  «внешних  атрибутов  любви», это  в  первую  очередь  неформальное  общение  и  безусловная  любовь  (любить вне  зависимости  от  достижений плохих  или  хороших), основанная  на  прощении, принятии,  понимании, сопереживании  и   ….

Самое  главное – уметь  выразить  любовь, для  чего  существуют  различные  способы  выражения  любви.

    V Практическая  часть.

       Экспресс-опрос  «Как  можно  выразить  любовь  к  ребенку?» Вопросы родителям задает ведущий. Родители отвечают по желанию.

       Анкета  «Способы  любви». Анкетные  бланки раздаются всем родителям

—Начни с себя!

Уважаемые родители!

Многие  утверждают, что выразить любовь к своему ребенку можно различными способами. Как Вы считаете, можно ли назвать ниже приведенные действия родителей в отношении своих детей выражением родительской любви.

Действие родителей

к своему ребенку

Да

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

Нет

1.  Помните о его дне рождения

2.  Смотрите в глаза, когда разговариваете с ним

3.  Интересуетесь их делами

4. Остаетесь самим собой

5.  Делаете им сюрпризы

6. Слушаете с ним его любимую музыку

7.  Знакомите их со своими друзьями

8.  Спрашиваете их мнения

9.  Признаетесь им в совершенных ошибках

10.  Сразу же говорите, что не нравится в их поведении

За каждый ответ  «Да» — 3 балла

                              «Скорее да, чем нет» — 2 балла

                              «Скорее нет, чем да» — 1 балл

                              «Нет» — 0 баллов

Если Вы набрали от 25 – 30 баллов, Вы совершенно верно считаете, что любить ребенка можно по-разному, главное ЛЮБИТЬ

Если Вы набрали от 11 – 24 баллов, Вы часто задумываетесь над тем ЛЮБИТЬ или не ЛЮБИТЬ в данной ситуации ребенка

Если Вы набрали от 0 – 10 баллов, Вам необходимо научиться выражать любовь к своему ребенку

Притча «Начни с себя»

Один молодой человек, видя вокруг воровство, ложь, предательство, войны, решил изменить мир. Он выучился на дипломата и стал ездить по раз­ным странам, доказывая всем, что они живут неправильно. Прошло пять лет. Он оглянулся и понял, что мир не изменился. Он подумал, что мир слишком велик для одного, нужно начинать с малого. И приехал в свой город, стал его руководи­телем. Стал ходить по улицам, заходил в дома, раз­говаривал с горожанами, убеждал их любить свой город, творить добро. Но прошло еще пять лет, и он увидел, что горожане не изменились.

Конечно, город — большой, а я—маленький, нуж­но начать со своей семьи. И начал он вникать во все дела домочадцев и советовать им. Но чем больше он к ним приближался, тем дальше они от него от­странялись.

И в отчаянии он пришел к мудрецу и спросил:

— О мудрец! У меня были такие благие юноше­ские мечты: я старался изменить мир к лучшему, но он не менялся, я пытался изменить людей свое­го города — но они меня не поняли, я пытался из­менить свою семью — но они от меня отдалились. Что же мне делать?

И мудрец ответил:

V. Завершение занятия.

Рефлексия

1.    Подведение итогов занятия. Что сделано на занятии. К каким выводам приходили в ходе занятия.

2.    Обмен мнением.

3.    Заполнение анкеты обратной связи

4.    Раздача буклетов

Приложение 1

Задание для группы 1

·       Определите ответные реакции ребенка  на психологическое наказание  (унижения, оскорбления, негативное оценивание). Запишите всевозможные варианты.

·       Сделайте вывод о том, как ответные реакции ребенка могут повлиять на дальнейшую жизнь ребенка. Каким он может стать.

Задание для группы 2

·       Определите ответные реакции ребенка  на психологическое наказание  (угрозы, чрезмерные требования). Запишите всевозможные варианты.

·       Сделайте вывод о том, как ответные реакции ребенка могут повлиять на дальнейшую жизнь ребенка. Каким он может стать.

Задание для группы 3

·       Определите ответные реакции ребенка  на психологическое наказание  (всевозможные запреты). Запишите всевозможные варианты.

·       Сделайте вывод о том, как ответные реакции ребенка могут повлиять на дальнейшую жизнь ребенка. Каким он может стать.

Приложение 2

Ответные реакции детей, которых наказывают

1.    Прибегают ко лжи.

2.    Сваливают вину на других.

3.    Безответственность.

4.    Робость, боязнь.

5.    Смятение.

6.    Ребенок старается угодить или оказывает сопротивление.

7.    Низкая самооценка.

8.    Отсутствие доверия

9.    Стремление отомстить.

10.Озлобленность вымещает на своих младших братьях и сестрах.

11.Рассеянные дети.

12.Трусливость, ябедничество.

13.Делает все себе назло.

14.Внешний фактор контроля за поведением.