Тема: Мой внимательный ребенок
Цель: Развитие концентрации, устойчивости и переключения внимания.
Задачи:
1. Информировать родителей о психологическом развитии ребенка 3-4 лет.
2. Обучить родителей навыкам взаимодействия с ребенком, возможностям развития внимания ребенка в быту.
Материал:
Пять книжек, музыкальные инструменты, киндер — яйца, игрушки, крупа, монеты, горох, рис, бусинки, карточки, наглядность, буклет, карандаши.
Выставка:
Игры на развитие внимания, методическая и практическая литература.
Ход занятия
1. Теоретическая часть:
В возрасте 3–4 лет происходят существенные изменения в развитии ребёнка. Это касается и внимания. Увеличивается его объём – ребёнок может действовать с несколькими предметами. Начинают формироваться механизмы распределения и переключения внимания. Без помощи взрослого ребёнок может так и не освоить некоторые приемы, помогающие сосредоточиться и хорошо выполнить задание. Ребёнок уже в состоянии некоторое время не отвлекаясь выполнять даже неинтересное задание (начинает формироваться произвольность), но всё же внимание больше неустойчивое и зависит от атрибутов, обстановки и окружения. Организовывая игру или занятие с ребёнком постарайтесь убрать шумовые раздражители, продумайте смену атрибутов. Помня о сложностях переключения внимания у младшего дошкольника, заранее предупреждайте ребёнка об окончании игры. Дайте ему время выйти из образа и настроиться на окончание интересного дела. Малыш психически не в состоянии сразу бросить одно дело и заняться другим. Помните об этом и не сердитесь, если приходится несколько раз повторить одну и ту же просьбу. Конечно, необходимо развивать внимание ребёнка, так как это основа всего обучения дошкольника. Если внимание малыша плохо развито, он не сможет запомнить и понять необходимый объём информации. Предлагаем вам игры, способствующие развитию свойств внимания у детей 3–4 лет.
2. Практическая часть:
«Покажи»
Рассматривая сюжетные картинки в книжках, попросите ребёнка показывать вам предметы, особенно те, которые не сразу бросаются в глаза. Попросите показать не весь предмет, а его деталь (например, трубу дома, колесо велосипеда, бантик у девочки и т.д.)
«Разные звуки»
Игра направлена на развитие слухового внимания. Очень много предметов издают разные звуки. Подберите такие у себя дома и загадывайте ребёнку музыкальные загадки. За ширмой или платочком позвените колокольчиком, постучите ложками или насыпьте в банку горох и пошуршите. Хорошо, если вы изготовите специальные шумовые игрушки. Для этого возьмите несколько баночек из–под кофе и наполните их сухим горохом, фасолью или рисом. Хорошо заклейте банки, наклейте на них вместе с малышом красивые картинки и шуршите на здоровье. Совсем скоро вы услышите, что банки с фасолью звучат по-разному (в одной фасоли больше, в другой меньше), и совсем не так, как с рисом. Учите малыша прислушиваться к разным звукам и определять их источник.
«Найди лишнее»
Для этой игры используются карточки. Ребёнок должен внимательно рассмотреть картинку и сказать, что лишнее в каждой строчке. (1) цветы (яблоко); 2) головные уборы (карандаш); 3) посуда (стул)).
«Найди пару»
Используются готовые карточки. Соединить подходящую пару (чашки, юла, рукавички, чайник).
«Мышка»
Дорисуй мышкам хвостики и носики. Нарисуй веревочки, чтобы мышки не убежали от кошки. Раскрась картинку.
Разминка «Деревья, кустики»
«Искатели»
Предложите ребёнку превратиться в искателя и поискать в комнате, на улице и т.д. всё, что похоже на круг, всё синее или мягкое. Меняйте задания по своему усмотрению. Это увлекательное занятие может продолжаться часами. Поощряйте ребёнка за внимательность и наблюдательность.
«Было-стало»
Это самое начало игры, которая помогает развивать внимание и память на протяжении долгого времени. Но для малышей в возрасте 3-4 лет нужно тщательно подготовить предметы, которые он будет рассматривать и запоминать. Они должны быть интересны для ребенка, но не настолько интересны, чтобы он стремился только к одному – завладеть ими немедленно!
Выкладываете три предмета и показываете малышу (путь они будут очень различны, например, фрукт, кукла и ботинок). Просите его рассмотреть предложенное как следует. Потом ребенок отворачивается, а вы убираете один предмет и просите его определить, что изменилось. Можно поменять предметы местами.
Когда вы заметите, что малыш с легкостью справляется с задачей – увеличивайте количество предметов, добавляйте «похожие» предметы (например, две машинки – разного цвета).
Зеркало
Начинается эта игра с того, что вы ставите ребенка перед зеркалом, прячетесь за ним и выполняете несколько движений его ручками, ножками (поднять руку вверх, повернуть корпус, опустить руку, присесть на корточки). Повторите цикл из простых движений несколько раз. Потом попросите малыша повторить эти движения в правильной последовательности. Развивать эту игру нужно уже без зеркала. Ребенок встает напротив вас и «отражает» все ваши движения, потом повторяет их самостоятельно.
«Воздушный змей» Обведи пунктирные линии. Соедини между собой бусинки в хвосте воздушного змея. Раскрасить картинку.
«Мышка»
Помните, что внимание развивается вместе с другими психическими процессами, поэтому играя в игры на развитие памяти, восприятия мы так же стимулируем сосредоточение на предметах, умение концентрироваться и заниматься одним делом не отвлекаясь. Мы уверены, что постоянные игры дадут положительный результат, и вы заметите, что малыш стал более усидчивым и внимательным. Удачи!
Рефлексия.
Обратная связь
Выдача буклетов, приложения