Родительский всеобуч «Развитие общей и мелкой моторики детей 3-4 лет». Подготовили и провели: Макашова О.Л., Ястребова Ю.А.

Цель:  знакомство родителей с играми и упражнениями, направленными на  развитие общих движений, ручной и мелкой моторики, формирование зрительно-двигательной координации  детей 3-4 лет; развитие совместных действий  взрослого и ребенка, детей в совместной игре.

План:

Приветствие.

Актуализация проблемы.

Теоретическая часть.

Практическая часть:

Оборудование: мяч, клубок ниток, макет гусениц, миска с гречкой, мелкие игрушки, маски, разноцветные конфетти, цветные карандаши, клей

Выставка: книги с играми  для развития ручной и мелкой моторики, раскраски,  пособия —  «гречневая куколка», шнуровки, рисунки детей пальчиками, грецкие орехи, ребристые карандаши, баночки с фасолью и горохом, игра «Колобок», перчатки, бусы, 

Ход занятия:

Приветствие.

Взрослые и дети встают в круг, перекидывают мяч, здороваются со всеми, называя свое имя.

Здороваются ножки (сдвигать и раздвигать носки ног) со словами:

«Здравствуйте, ножки»

Здороваются ладошки (хлопают) со словами: «Здравствуйте, ладошки».

Здороваются пальчики (прикасаются друг к другу, начиная с мизинца) со словами: «Здравствуй, пальчик»

«Здравствуйте девочки, здравствуйте мальчики»

 

Сообщение темы:

Педагог: Озвучивание темы и цели встречи.

Актуализация темы:

Уровень развития мелкой моторики и координации движения рук — один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь.

Многие учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности в овладении навыком письма. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики могут привести к возникновению негативного отношения ребенка к учебе и тревожного состояния, поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыков ручной умелости, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Сегодня мы поговорим с вами о разных способах развития мелкой моторики у детей.

И начнем с того, что определим, почему же развитие мелкой моторики рук оказывает развивающее действие на ребенка в целом.

Вопрос к родителям: Известно, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Как вы думаете, с чем это связано? (Обмен мнениями).

Комментарий педагога:

Это можно объяснить несколькими причинами:

 — взрослые меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты и на работе, и дома.

— дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео…).

—  дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. 

Для развития мелкой моторики рук можно использовать разные игры и упражнения. С некоторыми из них мы сегодня и познакомимся.

Пальчиковые игры и упражнения – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Вопрос к родителям: Знаете ли вы какие-нибудь пальчиковые игры, и как часто вы играете в них с ребенком дома? (Обмен мнениями). Предложить показать игры.

Комментарий педагога: Пальчиковые игры — это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи.    Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

     А сейчас я хочу предложить вам упражнения которые можно использовать для развития у детей рунной умелости дома:

•   разминать пальцами пластилин;

•  катать по очереди каждым пальцем камешки, шарики, мелкие бусинки;

выполнять пальчиковые игры и упражнения; рисовать ручкой, карандашами, мелом, гуашью, углем; вырезать ножницами и составлять из различных вырезанных фигур композиции;

играть с конструктором, мозаикой, кубиками, вкладышами, спичками, палочками;

штриховать, раскрашивать и обводить трафареты, шаблоны. Какие игры и пособия можно приобрести для развития мелкой моторики вы можете ознакомится на представленной выставке.

Уже к четырем годам ребенок в состоянии выкладывать из спичек или палочек геометрические фигуры (прямоугольник, квадрат, треугольник). На этой основе можно создавать изображения различных предметов, все это можно интересно и с пользой обыграть.

В гости приходит «Курочка».

Потешка «Вышла курочка гулять…»

Упражнение «Найди лишний предмет» Дети в миске с гречкой находят предметы, закрытыми глазами и называют игрушку.

Упражнение «Вышли пальчики гулять»

Одна рука:

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик резать стал,

А вот этот он все съел,

От того и потолстел!

Вторая рука:

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик резать стал,

А вот этот он не ел,

От того и похудел!

 

Упражнение «Построй домик Курочке». Дети с родителями выкладывают из спичек домик для курочки по образцу.

 

Упражнение «Крутись, карандаш» (используем ребристый карандаш)

Карандаш в руках катаю.

Между пальчиков верчу

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

 

Упражнение «Мохнатые гусеницы». Дети и родители украшают гусеницу нитками,  разноцветными конфетти.

Домашнее задание. Штриховка «Бабочка»

Обратная связь.

Раздача буклетов «Развитие мелкой моторики в быту»

 

Список литературы:

  • Нартова И. Развиваем мелкую моторику.
  • Черенкова Е.  Оригинальные пальчиковые  игры.
  • Черенкова Е.  Простейшие модели оригами.
  • Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с. (Логопед в ДОУ).
  • Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006. – 46, [2] с.: ил.
  • Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). – СПб.: «Паритет», 2003. – 144 с. – (Серия «Рождаюсь. Расту. Развиваюсь.)
  • Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. – М.: Издательство «Гном и Д», 2006. – 40 с.
  • Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. Учимся говорить. Московский издательский центр «Техинформ», МАИ, 1997 год.
  • Захарова Л.В. Игры и упражнения с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии. 2004. – 23 с.
  • Захарова Л.В. Перспективный план по рисованию и аппликации для детей двух-трех лет. Перспективный план занятий на год по лепке для детей двух-трех лет. (Из опыта работы в Доме ребенка), 2006 г.
previous arrow
next arrow
previous arrownext arrow
Slider