Цель: знакомство родителей с играми и упражнениями, направленными на развитие общих движений, ручной и мелкой моторики, формирование зрительно-двигательной координации детей 3-4 лет; развитие совместных действий взрослого и ребенка, детей в совместной игре.
План:
Приветствие.
Актуализация проблемы.
Теоретическая часть.
Практическая часть:
Оборудование: мяч, клубок ниток, макет гусениц, миска с гречкой, мелкие игрушки, маски, разноцветные конфетти, цветные карандаши, клей
Выставка: книги с играми для развития ручной и мелкой моторики, раскраски, пособия — «гречневая куколка», шнуровки, рисунки детей пальчиками, грецкие орехи, ребристые карандаши, баночки с фасолью и горохом, игра «Колобок», перчатки, бусы,
Ход занятия:
Приветствие.
Взрослые и дети встают в круг, перекидывают мяч, здороваются со всеми, называя свое имя.
Здороваются ножки (сдвигать и раздвигать носки ног) со словами:
«Здравствуйте, ножки»
Здороваются ладошки (хлопают) со словами: «Здравствуйте, ладошки».
Здороваются пальчики (прикасаются друг к другу, начиная с мизинца) со словами: «Здравствуй, пальчик»
«Здравствуйте девочки, здравствуйте мальчики»
Сообщение темы:
Педагог: Озвучивание темы и цели встречи.
Актуализация темы:
Уровень развития мелкой моторики и координации движения рук — один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь.
Многие учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности в овладении навыком письма. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики могут привести к возникновению негативного отношения ребенка к учебе и тревожного состояния, поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыков ручной умелости, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Сегодня мы поговорим с вами о разных способах развития мелкой моторики у детей.
И начнем с того, что определим, почему же развитие мелкой моторики рук оказывает развивающее действие на ребенка в целом.
Вопрос к родителям: Известно, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Как вы думаете, с чем это связано? (Обмен мнениями).
Комментарий педагога:
Это можно объяснить несколькими причинами:
— взрослые меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты и на работе, и дома.
— дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео…).
— дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Для развития мелкой моторики рук можно использовать разные игры и упражнения. С некоторыми из них мы сегодня и познакомимся.
Пальчиковые игры и упражнения – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Вопрос к родителям: Знаете ли вы какие-нибудь пальчиковые игры, и как часто вы играете в них с ребенком дома? (Обмен мнениями). Предложить показать игры.
Комментарий педагога: Пальчиковые игры — это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
А сейчас я хочу предложить вам упражнения которые можно использовать для развития у детей рунной умелости дома:
• разминать пальцами пластилин;
• катать по очереди каждым пальцем камешки, шарики, мелкие бусинки;
выполнять пальчиковые игры и упражнения; рисовать ручкой, карандашами, мелом, гуашью, углем; вырезать ножницами и составлять из различных вырезанных фигур композиции;
играть с конструктором, мозаикой, кубиками, вкладышами, спичками, палочками;
штриховать, раскрашивать и обводить трафареты, шаблоны. Какие игры и пособия можно приобрести для развития мелкой моторики вы можете ознакомится на представленной выставке.
Уже к четырем годам ребенок в состоянии выкладывать из спичек или палочек геометрические фигуры (прямоугольник, квадрат, треугольник). На этой основе можно создавать изображения различных предметов, все это можно интересно и с пользой обыграть.
В гости приходит «Курочка».
Потешка «Вышла курочка гулять…»
Упражнение «Найди лишний предмет» Дети в миске с гречкой находят предметы, закрытыми глазами и называют игрушку.
Упражнение «Вышли пальчики гулять»
Одна рука:
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик резать стал,
А вот этот он все съел,
От того и потолстел!
Вторая рука:
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик резать стал,
А вот этот он не ел,
От того и похудел!
Упражнение «Построй домик Курочке». Дети с родителями выкладывают из спичек домик для курочки по образцу.
Упражнение «Крутись, карандаш» (используем ребристый карандаш)
Карандаш в руках катаю.
Между пальчиков верчу
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
Упражнение «Мохнатые гусеницы». Дети и родители украшают гусеницу нитками, разноцветными конфетти.
Домашнее задание. Штриховка «Бабочка»
Обратная связь.
Раздача буклетов «Развитие мелкой моторики в быту»
Список литературы:
- Нартова И. Развиваем мелкую моторику.
- Черенкова Е. Оригинальные пальчиковые игры.
- Черенкова Е. Простейшие модели оригами.
- Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с. (Логопед в ДОУ).
- Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006. – 46, [2] с.: ил.
- Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). – СПб.: «Паритет», 2003. – 144 с. – (Серия «Рождаюсь. Расту. Развиваюсь.)
- Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. – М.: Издательство «Гном и Д», 2006. – 40 с.
- Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. Учимся говорить. Московский издательский центр «Техинформ», МАИ, 1997 год.
- Захарова Л.В. Игры и упражнения с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии. 2004. – 23 с.
- Захарова Л.В. Перспективный план по рисованию и аппликации для детей двух-трех лет. Перспективный план занятий на год по лепке для детей двух-трех лет. (Из опыта работы в Доме ребенка), 2006 г.