Цель: развитие познавательного интереса к воздушному транспорту с применением элементов театрализации.
Задачи:
- закрепить с детьми виды воздушного транспорта (самолет, вертолёт); закрепить в понятии детей слова: «транспорт», «воздушный»;
- продолжать учить детей давать полный ответ на поставленный вопрос;
- продолжать развивать звукоподражание — учить соотносить звуки с предметом и его названием, воображение, память и мышление детей.
- закрепить согласование существительных с предлогами: над, за, перед, на.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Предварительная работа: беседы с детьми по темам: «Что такое транспорт и зачем он нужен?». Рассматривание иллюстраций воздушного транспорта (самолёт, вертолет, ракета, воздушный шар). Игра: «Сложи самолет».
Методические приёмы:
- Словесные (чтение стихотворения, вопросы, индивидуальные ответы детей, указания)
- Игровые (использование сюрпризных моментов, перевоплощения в голосе, двигательная активность детей)
- Наглядные (использование иллюстраций и макетов).
Материалы и оборудование:
- Игрушка Божья коровка;
- Объемные игрушки (самолёт, вертолёт, дом);
- Ширма, куклы би-ба-бо, музыкальное сопровождение.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, со мной сегодня произошли по дороге в детский сад удивительные вещи.
Я иду, вдруг слышу, что рядом с ухом что-то зашумело, потом у другого, потом зажужжало, потом снова. У кого-нибудь так было? Ну вот, опять жужжит, слышите? А хотите послушать, эту жужжалку? (музыкальное сопровождение )
Воспитатель: Это – Божья коровка, имитирует движения. Привет, малыши-карандаши! Вот я и долетела к вам в гости. А давайте поиграем, ну, например, в загадки?
Загадки от Божьей коровки. Если дети правильно угадывают, то из «волшебного мешка достаётся игрушка — отгадка и располагается на столе).
Свет горит, мотор гудит
На колёсах шины
По дороге лихо мчит
Нас в себе… (Машина)
Птица по небу летит,
Но крылом не шевелит.
Замечательный полёт
Совершает … (Самолёт)
Без разгона ввысь взлетаю,
Стрекозу напоминаю.
Отправляюсь я в полёт,
Что же это…(Вертолёт)
Воспитатель: А где летают самолёт и вертолёт? (Какой это вид транспорта?) (в воздухе), (воздушный). К какому виду транспорта относится машина? (наземному).
- Почему вертолёт и самолёт называют воздушным видом транспорта? (потому что они летает по воздуху).
- Для чего нужен воздушный транспорт? (Чтобы быстрее перевозить людей и грузы).
- Кто управляет самолётом? (Самолетом и вертолётом управляет пилот).
Воспитатель: Посмотрите внимательно на игрушки и скажите:
— Из каких частей состоит самолёт? (Из фюзеляжа, крыльев, хвоста, кабины, шасси, иллюминатора…)
— Из каких частей состоит вертолёт? (Из кабины, хвоста, винтов и шасси…)
— Что есть у самолета, и нет у вертолёта? (крыльев)
— Что есть у вертолета, и нет у самолёта? (винта)
-Отлично.
Божья коровка: Ребята, я тут пролетала над лесом и слышала как лисица и медведица рассказывали своим детёнышам очень интересную сказку.
Вы хотите её послушать?
Дети: Да.
Воспитатель: Сели ровно, спина прямая, руки на колени. Слушайте и смотрите.
Тише, дети, не шумите,
Нашу сказку не спугните!
Самолетик
Автор: Геннадий Цыферов (на новый лад)
Волчонок ходил и с самого утра кричал: «Уу-уу!»
— Что ты делаешь? — спросил его медвежонок.
— Моторчик, — сказал волчонок
— А зачем?
— Понимаешь, — объяснил волчонок. — Я сделал самолёт, а он не летает. Нет моторчика. Вот теперь, если я в него сяду и закричу, как моторчик, «уууууу», то он полетит, наверное.
— Конечно, полетит! — закричал глупый медвежонок.
Ему очень хотелось летать.
И они тут же сели на самолётик.
— Уу-уу-уу, — загудел волчонок.
Но самолёт ни с места.
— Ты почему не летишь? — спросил волчонок у самолёта. — Разве не слышишь, как гудит твой моторчик?
— Слышу, — ответил самолётик.
— Тогда в чём же дело? — топнул ногой волчонок.
— А мне кажется, — сказал самолётик, — что у меня не тот моторчик. Настоящие моторы надо заводить.
— Ах так! — рассердился волчонок. — Я — настоящий моторчик. — И он махнул хвостиком и крикнул медвежонку: — Заводи!
Медвежонок схватился за хвост и дёрнул.
И волчонок уже готов был крикнуть «у-ууууу!»
Но медвежонок очень сильно дёрнул. И потому вместо «уууууу» волчонок вдруг зарычал: «рррррррррррр». Самолётик завёлся и взлетел. Ведь моторчики именно так и звучат. Волчонок с медвежонком с превеликим удовольствием катались на самолётике почти весь день, что чуть не опоздали к ужину. С тех пор они стали играть вместе, ведь теперь они — лучшие друзья!
Воспитатель: Про кого эта сказка?
-Что сделал волчонок?
-Кто помогал волчонку и самолётику?
-Чем закончилась эта сказка?
Воспитатель: А сейчас ребята, давайте немного отдохнём.
Физминутка
Воспитатель: А сейчас мы с вами полетаем как волчонок и медвежонок. Полетаем ребята?
Дети: Да.
— Раскрываем крылья самолёта, заводим моторы и проговариваем слова.
Мы летаем высоко,
Мы летаем низко,
Мы летаем далеко,
Мы летаем близко.
Воспитатель: Теперь сядем на стулья и послушаем стихотворение.
Я построю самолёт,
Шлем надену и в полёт.
Сквозь волнистые туманы,
Полечу в другие страны,
Над морями и лесами,
Над горами и полями,
Облечу весь шар земной
А потом вернусь домой!
Воспитатель: Ребята, кто управляет самолётом? (пилот)
-Над чем летал пилот на своём самолёте? (над морями, над лесами, над горами, полями)
-Отлично. Все молодцы!
Божья коровка: Посмотрите, как я умею высоко летать. А ещё я умею летать над домом, могу приземлиться на крышу дома, а сейчас я за домом, а вот так я нахожусь перед домом.
Воспитатель: Ребята, давайте скажем спасибо Божьей коровке, ей пора прощаться с нами.
Теперь вы хорошо будете разбираться в воздушном транспорте и легко отличите его от других видов.
Итог занятия:
- О каком транспорте мы разговаривали? (О воздушном)
- Какой звук у взлетающего и летящего самолёта? (Ууууууууууу)
- Кто к нам прилетал? (Божья коровка)